Фото: официальная группа в Facebook

Сериал «Касл-Рок»: Самое масштабное признание в любви к Стивену Кингу

07 августа 2018, 11:31
Версия для печати Версия для печати

Сервис Hulu выпустил сериал «Касл-Рок» про произведениям Стивена Кинга, спродюсированный самим мастером хоррора. Самое масштабное признание в любви знаменитому фантасту напоминает головоломку, и в то же время — балабановские «Жмурки».

Многочисленным поклонникам книжек Кинга расшифровывать название сериала не требуется. Касл-Рок — место действия романов, повестей и рассказов, солидная часть вселенной писателя. Есть Петербург Достоевского, Лондон Диккенса, Макондо Маркеса, а есть Касл-Рок Кинга. Дыра в штате Мэн, где происходит черт-те что. Тихая провинция, которая полнится чертовщиной и живет вопреки законам логики — да вообще вопреки законам. Где-то Касл-Рок подробно описывается. Где-то вскользь упоминается. Но остаётся собой — важнейшей частью поэтики самого знаменитого фантаста наших дней (да и вообще, наверное, самого известного писателя).

Продюсером сериала стал Дж.Дж.Абрамс, вполне беспроигрышная фигура. Он много чего оживил и превратил в увлекательное шоу: «Звездный путь», «Звездные войны», «Миссия невыполнима». С сериалами у него тоже долгий роман — «Мир дикого запада» стал прекрасным примером многосерийного, громкого и яркого блокбастера. К тому же, компанию ему здесь составил сам Кинг — он тоже продюсер сериала.

Актерский состав тоже обнадеживал с самого начала — главная роль досталась Андре Холланду, темнокожей звезде «Больницы Никкербоккер» и прошлогоднего оскароносного хита, «Лунного света». В остальных ролях — представитель знатной актерской династии Билл Скарсгорд, патриарх американского кино Скотт Гленн, подружка Уорхолла и муза де Пальмы Сисси Спейсек. В общем — почти балабановские «Жмурки», что ни кадр — знакомая, вернее, узнаваемая физиономия.

С одной стороны, тут есть линейное повествование. В тюрьме после самоубийства главного надзирателя обнаруживается неизвестный заключенный. Во время допроса он называется именем знаменитого в этих краях адвоката, давно уехавшего в другой штат. Законника вызывают на родину, и тот пытается разобраться в загадке — что это за человек и как он угодил за решетку. А заодно снова встречает тех, кого в дыре штата Мэн когда-то оставил. С духом места.

С другой, название сериала вполне отражает содержание: он представляет собой подробный путеводитель по образам, темам и сюжетам Кинга. Этот самый дух места — от серии к серии — выходит на первый план, и уже к четвертому эпизоду становится главным героем. Создатели уже вполне открыто называют своё произведение антологией — дальше будут другие истории Кинга, и они будут вплетаться в сагу о Касл-Роке.

Абрамс руководствуется старым театральным принципом «ставить не произведение, а автора». И вроде бы это должно углубить действие, сделать его многомерным, сложным, насыщенным. Интеллектуальным, в конце концов. А итог получается совсем иной. Отчасти из-за плотности узнаваемых лиц на квадратный сантиметр, ну в куда большей степени — по причине популярности книжек Кинга «Касл-рок» — фанатская продукция, не более. Головоломка для преданных поклонников писателя. Поэтому, может, первая экранизация, которая ими будет принята безоговорочно.

Книжки Кинга превращались в фильмы со скрипом — при всей своей кинематографичности, увлекательности, насыщенности идеями и действием. Исключения — ну, может, «Побег из Шоушенка» да «Зеленая миля». Кинг такой не один, та же участь — у романов Стругацких или, видимо, детективов Ю Несбе. Отчасти — потому что переносить на экран эти тексты незачем. Они сами — кино. Захватывающие, увлекательные, необычные. Читаешь — и каждое слово превращается в визуальный образ. Буквализировать его, делать зримым для всех и каждого — грязная работа, хоть Кубрик этим будет заниматься, хоть Фрэнк Дарабонт.

«Касл-Рок» — может, первый фильм по мотивам Кинга, который такой задачи не ставит. Это, скорее, серия заседаний клуба любителей Кинга. Кроссворд по мотивам его произведений, ребусы, загадки. Другое дело, что у Абрамса и компании есть козырь: в этом клубе состоят примерно все читающие люди планеты. Так что это редкий случай, когда забава для фанатов может иметь еще и относительный зрительский успех. На почитание «Касл-рок», скорее всего, уже обречен.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

10 лучших телесериалов августа: выбор «Фонтанки»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«В России таких преступлений прежде не видывали». Борис Акунин — о спектакле в Александринском театре, новых формах искусства и выброшенных книгах

Начало XX века, в Петербурге разворачивается некий судебный процесс. Судьбу обвиняемого в режиме реального времени будет решать коллегия присяжных, в числе которых наши современники — Татьяна Толстая, Константин Богомолов, Полина Осетинская, Николай Сванидзе. Это — сюжет онлайн-спектакля и перформанса по пьесе Бориса Акунина «Драма на шоссэ», который 26 мая покажет Александринский театр.

Статьи

>