Русский музей готовится к стихийному бедствию

02 августа 2018, 17:10
Версия для печати Версия для печати

Русский музей начинает реставрировать покинутые военными залы Михайловского замка. Вместо пострадавших интерьеров здесь могут воссоздать театр Павла I. Правда, на вопросы о другом ремонте, который вот-вот стартует в Михайловском дворце, директор ГРМ Владимир Гусев оказался четко ответить не готов. Затронуты могут быть залы Куинджи, Репина, Поленова.

Из юго-восточной части Михайловского замка старые хозяева, Центральная военно-морская библиотека, уже ушли, а новые ещё не пришли. На полу – линолеум и видавший виды советский паркет. Роскошный Воскресенский зал разделён на несколько этажей, на потолке вместо росписи – обвалившаяся штукатурка и прогнившие перекрытия.

Между лесами в Тронном зале пробираешься, как через лабиринт. На большинстве дверей нет ручек. Говорят, они пропали после того, как был подписан акт приёма-передачи помещений Русскому музею. Но и первые знаки присутствия музея уже видны: в коридорах развешены таблички: «Бывшие покои обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина», «Малый театр», «Продолжение осмотра».

– Ремонт – это стихийное бедствие, – говорит директор Русского музея Владимир Гусев, проводя 2 августа экскурсию для журналистов.

Состояние бывших залов библиотеки он оценивает скептически:

– Протечки были. Птицы летали.

Получить помещения удалось благодаря министру культуры Владимиру Мединскому, «большому союзнику музея». Превратить 2,2 тысячи квадратных метра, где когда-то располагалась резиденция императора Павла I, а затем – Главное инженерное училище (там учился писатель Фёдор Достоевский) в райский уголок можно за 400 миллионов рублей. Проект уже подготовлен, сейчас с ним работает КГИОП, позже документы передадут в Главгосэкспертизу.

На отреставрированных площадях планируют разместить фонды открытого хранения, проводить временные и постоянные выставки. В Воскресенский зал собираются вернуть две картины, висевшие здесь при Павле I, – их сам монарх заказал живописцу Григорию Угрюмову. В галерее Арабесок будут расчищать стены, надеясь восстановить историческую роспись.

Во времена Павла I во дворце был и театр, занимавший два этажа. Правда, единственное представление, на котором блистала французская артистка мадам Шевалье, состоялось в 1801 году. Вскоре после этого владелец замка был убит, спектакли не возобновлялись.

Сейчас на месте бывшей сцены – лестничные перекрытия, зрительный зал отделён от неё стеной. Но статус-кво можно восстановить, считает главный архитектор музея Ирина Тетерина.

— Мы хотим воссоздать театр. Лестница появилась уже в XIX веке, при Инженерном училище (Главное инженерное училище. — Прим. ред.). Мы будем делать справку, обосновывать и согласовывать это в документации, — отметила Тетерина. Впрочем, гарантий того, что идея будет реализована, нет.

Конкурс на реставрацию помещений Русский музей готов объявить, как только получит финансирование от министерства культуры — если не в 2018 году, то в начале 2019-го. По планам Владимира Гусева, часть помещений удастся открыть для публики уже в 2019-2020 годах, к юбилею Русского музея (в 2020-м будет праздновать 125-летие).

Лестница в Михайловском замке на месте бывшего театра
Лестница в Михайловском замке на месте бывшего театра

Фото: Михаил Огнев, "Фонтанка.ру"

Как выглядят остальные интерьеры Михайловского замка сейчас, смотрите по ссылке

— В феврале было принято решение, чтобы библиотека выехала. И в марте она выехала. Хотя сначала сказала, что ей нужно десять месяцев на переезд, — перешёл к другой теме Владимир Гусев.

Переезд для музея — тема болезненная. До ноября 2018 года в основном корпусе ГРМ, Михайловском дворце, требуется освободить часть помещений, чтобы провести раскритикованную градозащитниками реконструкцию Сервизного двора. Если сроки затянутся, Всемирный банк не даст своего финансирования на проект — 2,5 миллиона долларов. На этом фоне почти сотня сотрудников ГРМ написала директору письмо и высказала опасения, что из-за авральных темпов процедура может закончиться «частично закрытой экспозицией и разрухой в фондах». Материал об этом в июле опубликовал «Коммерсантъ».

Владимир Гусев сразу же заявил, что публикации в СМИ — «недобросовестная информация», а журналисты «склонны быть писателями, фантастами». После этого глава музея на протяжении пятидесяти минут пересказывал бумагу, которую его помощники заранее раздали прессе. На скрепленных степлером страницах была размещена табличка с двумя колонками: в одной приводились цитаты из протестного письма, в другой – информация от администрации музея. Например, руководству ГРМ не понравилась формулировка «проект остекления музея». «Такого проекта не существует. По поручению Министерства культуры РФ на средства кредита Международного банка реконструкции будет реализован проект перекрытия, ремонта и благоустройства одного внутреннего хозяйственного двора», – парировала администрация.

— «Сотрудники, выселенные коварной администрацией, сидят где-то там на мешках», – ничего этого нет. Опыт переездов у музея есть. Никакой авантюры не будет... Это проблемы роста во многом. Аврала, ущерба и гибели экспонатов не будет, — утверждал Владимир Гусев.

Выступление походило на сеанс заклинания змей. Директор не слишком сильно следил за конкретикой в формулировках, как будто усыпляя журналистов информацией о светлом будущем отреставрированных залов. Когда у СМИ появилась возможность задать вопросы, уточнений также не прозвучало.

«Фонтанка», например, попросила Владимира Гусева перечислить все залы, которым придётся переехать, и рассказать, куда они будут перемещены. Ответ был таким:

— У нас ещё есть время. Во всяком случае, тотального закрытия половины залов не предстоит. О чём-то, связанном с большими выставками Репина, Сурикова, нужно говорить чуть позже, – этим занимается научная часть. Я могу что-то сказать, и что-то изменится. Количество залов не драматично. Основная экспозиция, парадная анфилада не затронуты.

В чём Владимир Гусев уверен, так это в том, что временно закроются шесть залов из 39, два из них частично. Большинство расположены на первом этаже. Как уточнил в разговоре с «Фонтанкой» заместитель директора по комплексной реконструкции ГРМ Владимир Баженов, по проекту с Всемирным банком закрываться будет 13-й зал на втором этаже: «Проходной, шедевров там нет». В зале Куинджи по требованиям пожарной безопасности будут вместо окна конструировать запасной выход.

— Четыре оставшиеся зала музей желает привести в порядок за свой счёт, если на это будут средства. Мы ходим к окончанию реконструкции Сервизного двора привести в порядок полы и освещение. Там находятся Поленов, Репин. Они уходят на большие выставки. Научная часть не против того, чтобы можно было их закрыть, — отметил Владимир Баженов. — Но, возможно, они вообще не будут закрыты.

Работы в Сервизном дворе по договору со Всемирным банком должны завершиться 1 марта 2020 года.

Елена Кузнецова,
«Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>