«А он, гад, обращался ко мне на “вы”»: Киносообщество прощается с Александром Расторгуевым

01 августа 2018, 12:37
Версия для печати Версия для печати

«Не хотел быть в системе», «Опустошенность и ужас», «Слово «был» вонзается как нож в сердце». Киносообщество провожает погибшего в Центральной Африке режиссёра-документалиста Александра Расторгуева. Анализируя его манеру, критики и коллеги говорят о подлинной гениальности и о «нефальшивом гуманизме» без «дешевого публицистического пафоса».

Фестиваль документального кино «Артдокфест» устроил онлайн-ретроспективу памяти погибшего в Центральной Африке Александра Расторгуева. На сайте проекта выложили двенадцать картин режиссёра. Среди прочих — самые крупные его работы: полнометражный «Срок» об оппозиции и протестах в современной России, «человеческая комедия» под названием «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» и картина о шестнадцатилетней беременной девушке «Мамочки».

Практически все фильмы доступны для бесплатного просмотра. К каждой ленте прилагается аннотация, информация о съёмках и наградах. Перед входом в «онлайн-кинотеатр» разместили напутствие президента «Артдокфеста» Виталия Манского, который дружил и долгое время работал с Расторгуевым:

— Это был великий режиссер. Слово «был» вонзается как нож в сердце, бьет как молот по голове. И я не верю, что он был. Так не может быть. И так не будет никогда. Я сто тысяч раз посылал его ко всем чертям и куда подальше. А он, гад, всегда обращался ко мне на «вы». Он абсолютно гениальный автор. Он чувствовал время как, пожалуй, никто, или как все мы вместе взятые. Его «Мамочки» и «Чистый четверг», его «Дикий, дикий пляж» — эпос русской жизни, как «Война и мир», как «Мертвые души», как та правда, обращенная в художественный образ, ради которого существует документальное кино.

Продолжают поступать соболезнования и от других деятелей кино.

— Не хотел быть в системе. Не хотел быть старым. Хотел, чтобы было право быть дурным и свободным. Без тебя, любимого и любящего, настоящего — теперь как?... Самые лучшие, талантливые, честные, настоящие — уходят, — отметила киновед, главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

«Сеанс» 1 августа перепечатывает архивное интервью с Расторгуевым 2008 года, где мастер рассказывал о целях и принципах режиссуры: «Режиссура — это воля и правда. Главное качество режиссёра — замах. Слух. Вера в чудо. Глагольность. Ярость. Умение терпеть. Наивность. Звериное чутье. Кошачесть. Маятник. Доверие себе. Многоликость. Бульдожья хватка. Нежность. Жар. Жажда жизни. Безумие. Умение не мешать. Распятость миром. Легкость. Везучесть. Коварство. Горе. Дар».

— Опустошенность и ужас. Страшные новости, — был краток кинокритик, глава журнала «Искусство кино» Антон Долин.



Фото: скриншот видео с сайта youtube.com

Сообщество режиссёра Александра Сокурова в Facebook выложило реплику режиссёра о Расторгуеве, которая была сказана в 2009 году, и, очевидно, до сих пор актуальна:

— Два года назад (в 2007 году — Прим.Ред.) я посмотрел фильм «Чистый четверг», который потряс меня. Меня ошеломила художественная зрелость, подлинный, нефальшивый гуманизм, в котором нет ничего от дешевого публицистического пафоса. Это единственная картина, в которой я принимаю как абсолютную художественную необходимость нецензурную речь, и она не мешает мне там, и я считаю, что не показывать картину по центральным каналам — преступление. Я сказал ему, что меня душили слезы во время просмотра и что я никогда бы не смог сделать такую картину. В моих словах не было никакого преувеличения. Я уже знал, что его профессиональное положение крайне тяжелое, и это нисколько не удивляло меня. Я хотел понять, чем могу помочь ему, что я могу сделать для того, чтобы он работал в полную силу, как и положено художнику такого уровня, такого масштаба, — но он молчал, — отметил Сокуров и заключил, что «такие, как Расторгуев, должны получать персональные гранты»:

— Не только на конкретные проекты, но для возможности думать и готовиться к этим проектам. Таких, как Расторгуев, наши прекрасные чиновники — представители государственных телеканалов должны упрашивать работать. Тем более что таких, как Расторгуев, сегодня ведь очень немного, господа. Настолько немного, что лучше и не уточнять — сколько.

Александр Расторгуев — выходец из Ростова-на-Дону и выпускник Петербургской академии театрального искусства — снимал не только документальное кино. Так, 2010 году он создал фильм-эксперимент «Я тебя люблю»: роздал ростовским подросткам ручные камеры Full HD и позволил зрителям следить за «неигровой» жизнью героев. На большой экран лента так и не вышла. Премьера состоялась на Роттердамском кинофестивале в 2011 году.

Среди других работ в «Летописи смутного времени», как назвали подборку на «Артдокфесте» создатели, есть и несколько недавно отснятых короткометражек. В видео «Тату на шрамах» автор рассказывает о татуировщице Евгении Захар, которая перекрывает шрамы жертв домашнего насилия чернильными цветами, фильм «Я никто» — впечатления Расторгуева от общения с ЛГБТ-активисткой и координатором мурманского штаба Алексея Навального Виолеттой Грудиной, которая не раз подвергалась нападениям.

Режиссёр-документалист Александр Расторгуев, журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко убиты в Центральноафриканской республике в ночь на 31 июля. Как сообщили в Центре управления расследованиями Михаила Ходорковского, в Африке журналисты собирались работать над проектом о деятельности ЧВК.

«Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>