«Миссия невыполнима»: Том Круз как старый конь

26 июля 2018, 15:31
Версия для печати Версия для печати

Том Круз без дублёра прыгает с парашютом, гоняет на мотоцикле и летает между крышами в боевике «Миссия невыполнима. Последствия». Но очередная часть эпопеи всё равно вышла старомодной. И это её лучшее качество.

Никакая другая франшиза не прошла за двадцать лет существования такого сложного и разнообразного пути. Первую «Миссию» снимал Брайан де Пальма, и она была эстетским визуальным полотном с кровищей, мглой, неоном. За продолжение взялся Джон Ву, мастер эффектных драк. Потом, в нулевые, в руль вцепился Дж.Дж. Абрамс, и, сперва как режиссер, а потом в качестве продюсера, сделал следующие части «Миссии». Втянул в неё неожиданных персонажей — вроде лучшего актера своего поколения Филиппа Сеймура Хоффмана, британского комика Саймона Пегга и Владимира Машкова. Прошлая часть, «Племя изгоев», странным образом обошлась вообще без сюрпризов. Боевик как боевик. Никаких приглашенных звезд. Честно, просто, прямолинейно. Теперь, после выхода на экраны «Последствий», стало ясно — это у Абрамса стратегия такая.

Даже на уровне сюжета это среднее арифметическое из всех шпионских боевиков. Герой Круза, Итан Хант, вместе с напарниками отыскивает ядерные бомбы, которые оказались в руках у мафии. Всё, что должно быть в подобном сюжете, — на месте. Проводочки — надо резать, а непонятно, какой именно, красненький или зелененький. Гонка на мотоцикле, машине и вертолете. Резиновые маски, которые позволяют хитроумным спецагентам притворяться кем угодно. Эффектные драки в туалете с применением сантехники. Нет, это не банальность, не «плохой сценарий» и не лень. Это правила игры. За таким сюжетом следят, как за обязательной программой фигуристов: ага, тройной тулуп выполнил, сейчас будет пируэты крутить. Все эти составляющие выполнены честно, на совесть. Перипетия с проводками, хоть и сто раз видана, держит в напряжении. Каждый раз, когда очередной герой «снимает лицо» — искренне ахаешь.

Сценарист и режиссер Кристофер Маккуори на этих ходах руку набил — это уже третья его «Миссия», похождения Ханта для него дом родной. И управляется он с ними по-хозяйски, отработанными движениями. При этом определенную магию всё-таки сохраняет, приемы срабатывают, зритель ни секунды не скучает.

Главное отличие «Последствий» от прошлой части, «Племени изгоев» — они, как ни банально звучит, более совершенны. Там была некоторая расхристанность: сюжет старомодный, Круз корчит (в свои-то лета) героя, а тут еще какие-то заигрывания с цифровым будущим и высокими технологиями, гаджеты всякие. Здесь всё сведено в одну точку. К созданию цельного, монолитного образца хорошего боевика из детства. Даже заспиртовавшийся Круз, который на шестом десятке лет выглядит вполне как юнец, срабатывает на этот эффект. Как будто подновили, чуть-чуть осовременили фильм какого-нибудь девяносто шестого года.

Но одного мастерства тут мало. Повезло со временем. Сейчас все тоскуют по старому, простому, увлекательному кино. Сериалы («Очень странные дела», например) расшаркиваются перед наивной фантастикой восьмидесятых. Старая классика — «Бегущий по лезвию» и «Безумный Макс» — обзаводится сиквелами. Даже вон героев эпохи, Сталлоне и прочих, всё пытаются вернуть на экраны, омолодить и сделать такими же классными, как давным-давно.

«Миссия» эту ностальгию прекрасно удовлетворяет. Может, впервые зритель, придя в кино, увидит именно то, о чем тоскует: бойкий и увлекательный шпионский боевик без претензий, как в вечернем телеэфире из детства. Немногие явления дотягивают до момента, когда снова входят в моду и становятся актуальными. «Миссии» повезло, дотянула.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Едва ли Репин и Нордман, собираясь в Италию, прихватили с собой вазу». Музей Академии художеств показывает Репина в «декорациях»

На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.

Статьи

>