„то мы читали в июле Ч √итлер, тоталитарные пчЄлы и божественный человек

30 июл€ 2018, 09:51
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕарадоксальный нонфикшн о √итлере; пчелина€ жизнь в стиле фильма «√олодные игры»; «“ыс€ча и одна ночь» как экономический трактат; роман о girl's power из 1960-х. «‘онтанка» рассказывает о лучших книгах, вышедших на русском €зыке в июле.



‘ото: »здательство »вана Ћимбаха

—ебасть€н ’афнер. Ќекто √итлер: ѕолитика преступлени€

—ѕб.: »здательство »вана Ћимбаха, 2018. — 320 с. (пер. с нем. Ќ. ≈лисеева под ред. √. —нежинской)

ќдна из самых ожидаемых книг года. ≈Є автор —ебасть€н ’афнер (псевдоним –аймунда ѕретцел€), немецкий историк и журналист, в 1938 году вынужден был сбежать в ¬еликобританию с невестой-еврейкой.  ак «обычное» на первый взгл€д государство превращаетс€ в фашистский рейх, ’афнер описал в пронзительных мемуарах «»стори€ одного немца».

«Ќекто √итлер» — историческое исследование, но очень специфическое.  нига не слишком от€гощена ни датами, ни ссылками на источники. ’афнер строит повествование на границе с памфлетом, публицистикой, насыщает парадоксами. ”спехи фюрера объ€сн€ет лишь слабостью его противников; а истинную мотивацию св€зывает не с желанием победить в войне, а со стремлением уничтожить всех евреев. ѕочему √итлер был «глубоко чужд» всей немецкой истории, почему ’афнер сравнивает своего геро€ в первую очередь с Ћениным, а потом уже со —талиным, остаЄтс€ за скобками.

Ќо есть моменты, в которых с автором не поспоришь: «ѕока мы четко не отделим ложное и ошибочное в его воззрени€х от более или менее верного, это верное будет подвержено опасности табуизации лишь постольку, поскольку так считал и √итлер». ј главное — не поспоришь с умением, желанием и свободой ’афнера размышл€ть о не столь далЄком прошлом своей страны. ¬ –оссии, где до сих пор неохотно говор€т о сталинской эпохе, этого очень не хватает.

 ак и «»сторию одного немца», «Ќекто √итлер» перевЄл Ќикита ≈лисеев, многим знакомый как эксцентричный сотрудник ѕубличной библиотеки, которого всЄ хочет, да не может уволить местна€ администраци€.
 



‘ото: »здательство ‘антом ѕресс

 ристин ’анна. — жизнью наедине

ћ.: ‘антом ѕресс, 2018. — 448 с. (пер. с англ. ё. ѕолещук)

јмериканка  ристин ’анна прославилась благодар€ роману «—оловей». ƒраму сестер-француженок, боровшихс€ против немецкой оккупации во врем€ ¬торой мировой войны, признали лучшей книгой 2015 года читатели портала Goodreads. ’анну эта книга перевела из разр€да авторов легкомысленных «романтических историй» в когорту создателей более добротного литературного контента.

Ќовый роман балансирует на границе young adult прозы и хоррора. 1974-й год, семь€ тринадцатилетней Ћени ќлбрайт перебираетс€ на јл€ску. «десь девушка, еЄ мать и отец, ветеран ¬ьетнама, надеютс€ найти если не рай земной, то по крайней мере покой. Ќо планы срываютс€, а сюжет всЄ больше становитс€ похож на кинговское «—и€ние». —пасти Ћени может только любовь, обретЄнна€ на «ѕоследнем рубеже», как местные называют јл€ску.

–омантическа€ лини€ тут слишком сентиментальна, ужастик — вторичен. Ќо вот если на книгу посмотреть как на отчет о жизни јл€ски и јмерики 1970-х — получаетс€ по-насто€щему любопытно. Ќу откуда, например, ещЄ вы узнаете, с какими литературными геро€ми могла сравнивать себ€ девочка-подросток по пути в јл€ску; как готовилс€ акутак, или «эскимосское мороженое»; и на что были способны суровые женщины американского севера: «јл€ска непредсказуема. √лазом моргнуть не успеешь, как эта —п€ща€ красавица превратитс€ в стерву с обрезом. ” нас ведь как говор€т: тут ошибаютс€ только раз. ѕотому что втора€ ошибка станет последней».

 



‘ото: »здательство Corpus

≈лена „иркова. ќт золотого тельца до ««олотого теленка». „то мы знаем о литературе из экономики и об экономике из литературы

ћ.: »здательство ј—“: CORPUS, 2018. — 400 с.

«ѕутешестви€ √улливера» — это рассказ о войне за испанское наследство между јнглией и »спанией, а изумрудный цвет в «¬олшебнике из страны ќз» символизирует доллары, уверена ≈лена „иркова. ƒоцент ¬ысшей школы экономики занимаетс€ довольно необычным делом — вы€сн€ет, как в литературе отражаютс€ экономические реалии. «ќт золотого тельца до ««олотого теленка»» — уже втора€ книга на эту тему. ѕерва€, «»стори€ капитала от "—индбада-морехода" до "¬ишневого сада", вышла в 2011 году.

„итател€м предстоит путешествие от арабского средневековь€ до советского нэпа, и по пути — многочисленные остановки в ≈вропе Ќового времени. ¬ы сможете узнать, как в «‘аусте» √Єте изобразил одну из первых попыток выпуска бумажных денег; какие детали выдают в «“ыс€че и одной ночи» экономический трактат; и в каких произведени€х искать самые верные описани€ долговой тюрьмы.

ѕишет „иркова легко и остроумно, так что книжка вполне соответствует статусу легкого летнего чтени€. —ловами самой „ирковой — «лежишь на диване, читаешь <...>, получаешь удовольствие — и одновременно хорошее образование».
 

 



‘ото: »здательство јзбука-јттикус

јрчибальд  ронин. ѕесенка в шесть пенсов и карман пшеницы

ћ.: »ностранка, јзбука-јттикус, 2018. — 480 с. (пер. с английского ».  уберского)

ƒилогию «ѕесенка в шесть пенсов и карман пшеницы» английский врач и писатель јрчибальд  ронин написал в 1960-е году, и в ней нельз€ не заметить автобиографических мотивов. √лавный герой, как и автор, рос в Ўотландии в смешанной шотландско-ирландской семье, пережил раннюю смерть отца; несмотр€ на бедность, получил образование и сделал медицинскую карьеру.

 ронина часто (и небезосновательно) сравнивают „арльзом ƒиккенсом. «десь читатель найдЄт и знакомую по диккенсовской прозе тщательность описаний, и добрый юмор, и засвидетельствует чудеса, которые случаютс€ с персонажами, которые своей скромностью и трудолюбием эти чудеса заслужили.

Ќо  ронин по€вилс€ на свет на век позже ƒиккенса, и јнгли€ у него совсем ина€. ¬ ней легко узнать ростки того мира, где мы живем сегодн€. ¬от мальчик впервые видит автомобиль. ¬от его отец разрабатывает инновационный способ изготовлени€ хлеба. ј вот овдовевша€ мать перенимает отцовский бизнес: «ѕосле завтрака она мыла посуду, а € вытирал, затем, пока € одевалс€, она надевала новый деловой костюм из темно-серой ткани, сменив, к моему облегчению, свой зловещий похоронный черный нар€д, поскольку она мудро решила, что это наносит ущерб ее работе. ¬ четверть дев€того мы вместе выходили из дому, мама спешила на поезд до ”интона, отправл€вшийс€ в восемь сорок, а € неохотно шел в школу… мо€ бедна€ мама отсутствовала весь день, возвраща€сь домой не раньше шести часов вечера и стара€сь что-то перехватить в одной из городских чайных». Ќу чем не girl’s power, как это модно называть в наши дни?
 

 



‘ото: »здательство ј—“

јлександр √енис. √ость: “уда и обратно

ћосква: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2018. — 478 с.

¬ путешествии важны не только хороший маршрут, удачна€ погода или весела€ компани€. Ќо и собеседник, с которым поездку можно обсудить, вернувшись домой. ≈го впечатлени€ могут быть диаметрально противоположными, так получаетс€ более полноценна€ картинка.

¬ роли такого умного собеседника в книге «√ость: “уда и обратно» выступает один из лучших русско€зычных эссеистов јлександр √енис. ¬месте с ним вы проедетесь по дорогам јмерики, ¬еликобритании, ‘ранции, »талии, √ермании, побываете на Ѕалканах, в японии, »сландии. ј затем взгл€нете на –оссию и ћоскву глазами странника, когда-то бывшего местным.

Ёссе замечательны непредсказуемым ходом мысли. ќказавшись в —тамбуле, √енис рассуждает о ¬изантийской империи. ј в –иге — о древнем –име. Ќу просто потому что «на север она (–имска€ импери€ — ѕрим.–ед.) простиралась до 56-го градуса, –ига сто€ла на 57-м».

ѕервые сто страниц сборника — не в счет, и, кажетс€, по€вились здесь только ради объема. √енис рассказывает о Ќью-…орке, где так часто бывал за последние сорок с лишним лет (автор эмигрировал в јмерику в 1977 году), что это уже почти его дом.

 



‘ото: »здательство Ёксмо

Ћалин ѕолл. ѕчЄлы

ћ.: Ёксмо, 2018. — 352 с. (пер. с англ. ƒмитри€ Ўепелева)

јнглийска€ романистка и драматург Ћалин ѕолл €вно в детстве смотрела мультик «ѕриключени€ пчЄлки ћайи». ј в зрелом возрасте отшлифовала впечатлени€ современными антиутопи€ми вроде «–ассказа служанки» или «√олодных игр».

√лавна€ героин€ книги, пчела по имени ‘лора-717, готова на всЄ ради благососто€ни€ уль€. ¬от только, в отличие от своих товарок, она наделена сверхспособност€ми. Ёто позвол€ет ‘лоре сделать головокружительную карьеру: из уборщицы превратитьс€ в н€ньку дл€ личинок, а затем в полЄвку, которой доверено собирать пыльцу. Ќо ‘лора решитс€ и на более дерзкий шаг, который поставит под угрозу жизнь еЄ сообщества.

”лей в «ѕчЄлах» — тоталитарна€ структура. ѕокой  оролевы-матери охран€ют бдительные полицейские, им ничего не стоит уничтожить дес€ток полЄвок зараз или разорвать беззащитную личинку на глазах у свидетелей. ” уль€ есть общий разум, который диктует: «—мир€тьс€, подчин€тьс€ и служить». Ќу а тем, кто готов быть послушным, голову кружит наркотический запах  оролевы: «‘лора глубоко вдохнула аромат, и см€тение в ее мозгу сменилось покоем. “ело расслабилось, а сердце наполнилось радостью, ведь это благоухание сказало ей со всей €сностью, что она, ‘лора-717, любима».

ѕчЄл Ћалин ѕолл описывает, хорошо разобравшись в зоологической стороне вопроса. ≈сли вы даже не очень сильны в энтомологии, то узнаете, что у этих насекомых имеютс€ грудные мышцы и головной мозг, что они, как и люди, реагируют на запах феромонов. Ќо описани€ выполнены отлично и с художественной точки зрени€: «¬се ее члены горели, голова вжалась в грудь, а лапки свела судорога, так неистово она пыталась выбратьс€ из темницы, и усили€ не пропали даром — одна стенка подалась. ќна стала толкатьс€ лапками изо всех сил и почувствовала, как что-то треснуло и разломилось. ќна поднатужилась и продолжила скрести, пока не образовалась небольша€ дыра, через которую проник свежий воздух».
 

 



‘ото: »здательство —индбад

ёваль ’арари. Homo Deus.  ратка€ истори€ будущего

ћ.: —индбад, 2018. — 496 с. (пер. с англ. ј. јндреева)

ЌедалЄкое будущее. „еловечество победило болезни, голод и войны и вот-вот станет бессмертным.   вашим услугам — био- и киборг инженери€, сотни умнейших компьютерных программ обеспечивают право на развлечени€ и праздность. Ќеплохие перспективы? — них начинает свою книжку о «божественном человеке» израильский историк ёваль ’арари. „тобы потом опустить читателей с неба на землю. Ѕезоблачное будущее — сказки. — большей веро€тностью люди преврат€тс€ в пылинки в огромной информационной системе, которую сами же создают:

— —вободна€ личность — всего лишь фикци€, плод взаимодействи€ комплекса биохимических алгоритмов... ¬ самом скором времени нас ожидает нашествие чрезвычайно полезных устройств, приспособлений и структур, которые не остав€т места свободной воле индивидов.

»деи ’арари если и были революционными, то дес€ток лет назад. ќ трансгуманизме (технологическое усовершенствование человека) и сингул€рности (моменте, когда технологии начнут развиватьс€ независимо от человеческого разума) философы и футурологи говор€т уже давно — кто с восторгом, кто с ужасом. Ќо «Homo Deus» выдел€етс€ из общего р€да широтой обзора. ј также необычной идеологией автора. јктивист по защите прав животных, веган (и гей, но это к теме не относитс€) ’арари уверен, что на прот€жении всей истории мы порабощали братьев наших меньших. “ак что по заслугам получим от машин, если не пересмотрим свои взгл€ды.

”читыва€, что предыдуща€ книга ’арари, «Sapiens:  ратка€ истори€ человечества», стала буквально информационной бомбой, получившей рецензии в The Washington Post, The Guardian и других издани€х, с «Homo Deus» тоже стоит ознакомитьс€. ƒиспутровать об этой книжке в интеллигентной компании €вно придЄтс€. ƒаже несмотр€ на то, что со времени издани€ на английском (2016 год) содержание уже пор€дком устарело. “ехнологические новинки двухлетней давности вроде каршеринга или беспилотного Uber сегодн€ едва ли кого-то удив€т.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

„ем зан€тьс€ 11 Ч 14 июн€: Stereoleto, ночной ≈катерининский парк и ретроспектива —окурова

ѕовеселитесь на концерте Ђ«верейї, услышьте музыку древнего культа зелени, зайдите на выпускной танцовщиков ¬агановского, узнайте о ћитьках чуть больше или побродите по городу в поисках масонских следов.

—татьи

>