«Зои»: Когда стыдно и зрителям, и актёрам

19 июля 2018, 15:01
Версия для печати Версия для печати

Выпущенная студией Ридли Скотта мелодрама об андроидах обернулась пшиком и самодеятельностью. Но у кинообозревателя «Фонтанки» есть и хорошие новости.

Есть своя логика в том, что «Зои» снят студией Ридли Скотта. Кому снимать кино про андроидов, если не автору «Бегущего по лезвию»? Правда, сам Скотт тут — только продюсер, режиссерское кресло закреплено за Дрейком Доремусом. Персонажем хватким и техничным. Он, скажем, одним из первых снял веб-сериал: сюжет «Красоты внутри» определяли зрители, поставившие страничке фильма «лайк» в Facebook. Идея лежит на поверхности, но, чтобы реализовать её, нужно обладать наглостью. Доремусу её не занимать.

Ровно так же он действует в «Зои». Смешивает фантастику и слезливую мелодраму. От первой — персонажи-андроиды и вечная интрига, кто из героев робот, а кто человек. От второй — всё остальное. Доремус вместе со своим постоянным сценаристом Ричардом Гринбергом сочинил простейшую, даже примитивную историю любви. Встретились два одиночества, потом судьба их развела.

У Доремуса уже весьма обширная фильмография, но задор — как у дебютанта. Он упорно пытается всунуть в картину вообще всё что наболело и что видел. Максимум образов и слов, визуальных трюков и эффектов, аллюзий и цитат, конфликтов и интриг. И лента производит соответствующий эффект: регулярно приходится краснеть за авторскую избыточность и вообще чувствовать себя не слишком комфортно. Есть тут кошмарно-карамельная сцена поцелуя в зале-арт-объекте, который превращает любой звук в изображение. Герои лобызаются на фоне всполохов и абстрактных цветовых композиций (эту школьную милоту еще на афишу не постеснялись поместить). Характеры прописаны со всей, с позволения сказать, выпуклостью, актерам и играть ничего не надо. Он — сомневающаяся скотина. Она — отчаявшаяся девица. Есть еще андроид-разлучник.

 

Доремус, конечно, впервые получил возможность работать на площадке с актерами уровня Юэн МакГрегор, Леа Сейду, Тео Джеймс, даже Кристина Агилера. Но ему катастрофически не хватает духа на такую работу. То ли робость берет, то ли просто глубоко плевать, что они будут делать в красивых декорациях и с какой интонацией произносить поэтичные диалоги.

Зрителя может успокоить тот факт, что актерам точно так же стыдно и некомфортно, как ему. Красотка Сейду, звезда «Жизни Адель», превращается из женщины-вамп в пародию на саму себя. МакГрегору — с его-то багажом мощных ролей — вовсе тут нечего делать. Тео Джеймс берет в руки бразды правления и играет загадочную фигуру, андроида, у которого есть какая-то тайна. Но, так как в сценарии она не прописана, получается пшик и самодеятельность.

С другой стороны, ни на Доремуса, ни на Скотта никто особо не ставил. Фильм не анонсировали как бомбу, он выходит в короткое отпускное межсезонье, когда в кино только от жары прячутся.

От Доремуса стоило ждать радикального эксперимента — его и получили. Эксперимент не должен быть ни удачным, ни зрелищным. Это так, испытание новых возможностей. Такое же, каким был веб-сериал для пользователей Facebook. Потом придут настоящие мастера и, может быть, добьются на ниве фантастической мелодрамы успехов.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Что носила Мона Лиза, «Похвала селедке» и «бриллиантовые» интриги при дворе. О чем расскажут в эрмитажном лектории

Сентябрь — пора запуска новых абонементов Эрмитажа, новых курсов его Университета истории зарубежного искусства и объявления расписания лекций. Как обычно, самые востребованные абонементы было в доступе недолго — но если вы рассчитываете с нового учебного года заняться самообразованием, возможность еще есть. А выбрать самое интересное поможет гид «Фонтанки».

Статьи

>