«План побега-2»: Больше, чем ностальгия
В прокате — «План побега-2»: лента с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Развернутое признание в любви не столько к актеру, сколько к тому кино, с которым его имя связано. Коллективный сеанс тоски по времени, когда мускулы были стальными, герои — качками, а добро обладало внушительными кулаками.
Режиссер Стивен Си Миллер, даром что 1981 года рождения, всю свою карьеру построил на признаниях в любви фильмам из собственного детства. Самые известные его работы — вроде «Налетчиков» с Брюсом Уиллисом — были именно попытками реанимировать и сделать современными жесткие, суровые, пахнущие порохом и дымом боевики восьмидесятых. Мало кто не разделяет нежные чувства Миллера. Наткнувшись в ночи по телевизору на «Рокки», «Терминатора» или хоть «Универсального солдата» только совсем уж бессердечный не залипнет и не досмотрит до конца серию битв, хлестких словечек и триумфальных выходов из дыма и огня.
Любить, в общем, просто. А вот с тем, чтобы реанимировать, оживлять в сегодняшних условиях героев и их приключения — труднее. Посетившего Чечню Ван Дамма можно снимать в современном фильме только ради шутки — что и происходит. Брюс Уиллис — большой актер. Но репутация его беспощадно подмочена поддержкой Трампа перед президентскими выборами, и даже такой человек с большим сердцем, как Тарантино, снимать его теперь вряд ли решится — закидают тухлыми помидорами. Даже Шварценеггер, вернувшийся на экран после похода в губернаторы, найти себя в XXI веке так и не смог: иначе как провалом его прошлогоднюю работу, роль Виталия Калоева в «Последствиях» не назовешь.
В этом смысле выбор Сталлоне в качестве очередного ностальгического артефакта — неплохой. В отличие от коллег-громил, он обладает вполне чистой репутацией, в его актерских способностях сомнений нет, да и на человека-мема не тянет. Честно продолжает играть могучих и сильных героев, просто уже в возрасте. В коронных ролях Рокки и Рэмбо последний раз появлялся относительно недавно — десять лет назад. В конце концов, у него даже репутация такого интеллектуала от экшн-кино: увлекается абстрактным экспрессионизмом, картинки его даже Русский музей показывал.
Первый «План побега», вышедший на экраны пять лет назад, всё-таки грешил некоторым китчем: ну, в одном кадре там появлялись Сталлоне и Шварценеггер, уж слишком прямолинейно. От Миллера стоило ждать более тонкой работы. Она тут, в общем, наличествует. Сюжет тот же (примерно), что в первом фильме: Сталлоне и его отважные помощники вытаскивают из неприступной тюрьмы невинных заключенных. Никакого Шварценеггера тут уже нет — правда, есть Дэйв Батиста, рестлер и звезда рангом ниже настоящих экранных богов.
Миллер ставит перед собой задачу достаточно сложную: ему простого признания в любви мало. Куда интереснее снять такой же бойкий, наглый, брутальный фильм, как в старые добрые времена. Только на цифру, в Китае, с бюджетом в 20 миллионов, да еще и в век феминизма и борьбы с харассментом. То есть, кроме прочего, пойти против течения, сделать нарочно неудобный и неактуальный, но зрелищный и обезоруживающе сентиментальный боевик.
При таком замахе результат уже не так важен. Попытка куда интереснее. Ясно, что «План» в прокате провалится, критики его, в массе своей, не заметят. Но в кои-то веки удалось не только поностальгировать, но и внятно объяснить, почему такого кино, как «Рокки» и «Рэмбо» нет и больше никогда не будет.
Потому что представления о мужественности изменились. Потому что простой зрелищности теперь мало — даже массовой публике. Миллер подвел итог и золотому веку боевиков, и эпохе тоски по нему. Всё объяснил и расставил по полочкам. Работа, наверное, незавидная. Но нужная.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30