
Как выглядит концертный зал, который Гергиев построил у себя на даче

У Валерия Гергиева в Репино есть личный концертный зал, который маэстро выстроил за собственные 150 миллионов рублей на собственной же даче. Раньше его открывали лишь для Владимира Путина, Алексея Кудрина и других вип-друзей Мариинского. Вчера «Фонтанка» побывала там, и теперь покажет вам дачу Гергиева, и расскажет как туда попасть.
Немного предыстории. Участок в Репино на Песочной улице, 20а Валерий Гергиев получил в аренду под дачное строительство еще в 2005-м году. Больше десяти лет там шла таинственная стройка, и чуть больше года назад, 1-го июня 2017-го, от Алексея Кудрина мы окончательно узнали, что вместо дачи у главы Мариинского театра получился концертный зал.
Официальное открытие частного концертного зала состоялось во время прошлогоднего Петербургского экономического форума — новенькую, отделанную светлым деревом сцену посетил лично президент Владимир Путин. Тогда открытие проходило в обстановке строжайшей секретности: о нем не было объявлено заранее, а после в сети появились жалобы, что охрана требовала сдавать телефоны при входе (кроме самых-самых важных гостей, вроде Алексея Кудрина, незамедлительно выложившего фотографии в соцсети).
С тех пор в Репино проводилось сколько-то концертов для друзей Мариинского театра, его сотрудников и VIP-гостей. Естественно, ни о каком постоянном расписании речи не шло: это все ж таки частные владения, да и без них Мариинскому, мягко говоря, есть, где развернуться: помимо трех зданий в Петербурге, театр курирует две площадки во Владикавказе и одну во Владивостоке. Впрочем, если маэстро решит изменить статус своей дачи, каким-либо образом присоединив ее к структуре Мариинского (что вполне вероятно), концерты могут стать регулярными.
И вот, 25 июня, директор Мариинского театра решил открыть terra incognita для обычных петербуржцев.
Информация о подарке, который пожелал сделать Валерий Гергиев своим подписчикам, появилась накануне дня «икс» в социальных сетях в аккаунтах маэстро. Всех желающих пригласили бесплатно — нужно было только оставить свои имена в комментарии к посту. В установленный лимит в 120 человек попасть успели не все — но представители Мариинского театра успокоили, что шансы побывать в необычном пространстве еще будут.
Зал, меж тем, оказался высококлассный. Стоимость его строительства год назад оценивалась в 150 миллионов рублей, и это были собственные средства Валерия Гергиева (что примерно равно сумме, указанной в его годовой декларации о доходах за 2016 год, размещенной на сайте минкульта). Акустикой занимался японский специалист Ясухиса Тойота, который работал над акустикой Концертного зала Мариинского театра, внешним обликом — французский архитектор Ксавье Фабр.
Здание возведено в пяти минутах ходьбы от берега Финского залива, в глубине дачного массива. Зал не окружен многометровыми глухими заборами, как это часто происходит с виллами богатых людей, его не прячут: на щитах написано краской: «Песочная, 18» – и нарисованы стрелки, как пройти. Напротив висит растяжка с портретами артистов, выступающих в театре.
Строительные работы на участке еще ведутся: с обратной стороны идет отделка зданий и благоустройство территории, еще нет воды в декоративном водоеме, с перекинутым над ним мостиком. Но и сейчас глаз радуют альпийские горки, деревянные террасы, витиеватая дорожка и, конечно, сосны. Хотя свободная от застройки территория невелика (площадь участка — 9,5 тысяч квадратных метров).
Здание внешне не броское, ассиметричное. Его стиль — и снаружи, и изнутри — близок к «скандинавскому»: спокойные натуральные цвета, простые геометрические формы, природные материалы, деревянная мебель. Из архитектурных украшений — только акцентные окна на одной из стен, большое панорамное окно позади сцены и увеличенные факсимильные подписи композиторов на балюстраде третьего этажа. В цокольном этаже размещен просторный санузел, адекватный числу мест в зале, небольшой гардероб с зеркалом во всю стену и стойка кафе (пока не работает). На балконы концертного зала можно попасть как по лестнице за его пределами, так и по деревянным лесенкам внутри. Акустика позволяет слышать с них не только музыку, но и речи со сцены (что справедливо и в обратную сторону: скрип шагов даже одного человека во время выступления слышен на весь зал).
Валерий Гергиев, лично, как радушный хозяин, приехал поприветствовать публику в своем доме — а среди гостей на первом ряду были Александр Сокуров, Фабио Мастранджело и Рудольф Фурманов. И представил музыканта, которого он пригласил выступить в этот вечер — незрячего японского пианиста Нобуюки Цудзи. Музыкант, накануне выступавший в Концертном зале самого Мариинского театра, фактически повторил свою программу: Шопен, Дебюсси, Равель, Лист, Гершвин… И бисы, по завершении которых Сокуров по-японски поблагодарил 29-летнего пианиста. Музыкант своей игрой и проникновенным чувствованием произведений настолько превзошел любые ожидания, что в зале плакали даже мужчины, не стесняясь признаваться в этом по окончании концерта. Сыграть «Лунный свет» – в общем-то, даже не минорное сочинение, – так, чтобы он вызвал столь сильные переживания, – уникальный талант.
По завершении вечера маэстро пообещал, что эта встреча в камерном формате положит начало ряду аналогичных — «в том числе и на этой площадке». Уже после, в кулуарах, в ответ на уточняющие вопросы «Фонтанки» «ну когда же?» и «где слушателям следить за объявлениями?» Гергиев дал понять, что первое время эти встречи так и будут спонтанными, а полноценное открытие — еще впереди.
«Мы завершим все работы, и тогда объявим, – заверил он. – У нас же продолжается процесс, а любой объект сначала должен быть полностью завершен – для безопасности посетителей. Конечно, открытые концерты здесь еще будут. У нас тут уже бывало по 300, по 400 человек – просто мы даем концерты друзьям театра, это некоммерческая площадка».
Другими словами, хотите попасть на дачу Гергиева – дружите с Мариинским театром. Хотя бы в социальных сетях.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
PS: Напомним, Валерий Гергиев так и не опубликовал свои доходы за 2017-й год.

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26