Умер поэт Наум Коржавин

22 июня 2018, 19:53
Версия для печати Версия для печати

Поэт и эмигрант Наум Коржавин скончался в США в возрасте 92 лет. Об этом в Facebook сообщила поэт и бард Вероника Долина. В последние годы Коржавин жил в городе Чапел-Хилл, штат Северная Каролина.

Пожалуй, самые известные его строки – из стихотворения «Памяти Герцена» («Но декабристы разбудили Герцена. Он недоспал. Отсюда всё пошло»). Коржавину также принадлежат стихи «На смерть Сталина», «Апокалипсис» (о вводе советских войск в Чехословакию в 1968 году) и многие другие.

Наум Коржавин родился в 1925 году в Киеве. Как поэта его впервые заметил футурист Николай Асеев. Но прежде чем закончить Литературный институт имени Горького, Коржавин несколько лет провёл в ссылке как «социально опасный элемент». Первой широко известной публикацией стали «16 стихотворений» в альманахе «Тарусские страницы» (1961). Позже Коржавин публиковался в самиздате, а в начале 1970-х покинул страну из-за невозможности печатать свои произведения и «нехватки воздуха для жизни».

Коржавинскую поэтику отличают минимализм, строгость и точность формулировок, и вместе с тем — гражданский пафос. «Редкие стихи цельно-удачны, чаще — лишь отдельные двустишья или строки. Но всегда напряжённое содержание — политическое, историческое, философское», — писал о нем Александр Солженицын.

Кроме стихотворений, Коржавин известен эссе о литературе. Например, в работе «В защиту банальных истин» он отмечал: «Прекрасное, то есть искусство, не должно подчиняться требованию полезности не потому, что это примитивно и стыдно, а потому, что оно и так полезно, если оно на самом деле искусств».

О себе Коржавин говорил так: «По происхождению — еврей. По самоощущению — русский патриот. По взглядам — либерал и государственник».

«Фонтанка.ру»

Читайте также:

А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>