«Ленрезерв» одолжит часть экспонатов новому музею блокады

Музей «Ленрезерв» готов передать часть экспонатов новому музейно-выставочному комплексу «Оборона и блокада Ленинграда», который появится на пересечении Смольной набережной и Орловской улицы. Об этом «Фонтанке» сообщила заместитель директора Центра выставочных и музейных проектов Милена Третьякова.
Полный список предметов, о которых идёт речь, пока не сформирован. Однако известно, что их включат в основную экспозицию нового комплекса.
— С «Ленрезервом» заключено соглашение о сотрудничестве. Это обыденная музейная практика: по обоюдному согласию государственный музей и владельцы частных коллекций договариваются об экспонировании предметов, — отметила Третьякова. — Коллекция «Ленрезерва» разнообразна. Публика, приходя туда, в основном, видит оружие и военную технику. Но так как мы ставим своей целью представить широкий круг личных историй участников обороны и блокады Ленинграда, нас интересуют документы и предметы фронтовой и городской повседневности, имеющие «персональную» историю. Это предметы быта, карточки, документы, дневники, фотографии и многое другое. Мы получили одобрение владельцев коллекции на то, чтобы наши специалисты помогли в её исследовании и атрибуции.
Переговоры о передаче предметов на временное хранение сейчас ведутся и с другими частными коллекционерами. Как добавила Милена Третьякова, новый музей блокады будет освещать «все аспекты жизни военной повседневности», в том числе и малоизвестную публике религиозную жизнь блокированного Ленинграда.
— Война сыграла особую роль в истории Русской православной церкви. Она дала возможность возродить патриаршество, послужила открытию в 1946 году Ленинградской духовной академии. Особого внимания заслуживает судьба блокадного митрополита Алексия Симанского — будущего патриарха, все дни блокады проведшего с паствой. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий дал благословение на совместные исследовательские работы по изучению истории православной церкви в блокаду в архивах Санкт-Петербургской Епархии и Духовной Академии. Религиозная жизнь города не исчезала также и у других конфессий, история которых также будет освещена в новом музее, — отмечает замдиректора Центра выставочных и музейных проектов.
В ответ на вопрос о том, когда откроется новый музей блокады (председатель комитета по культуре Константин Сухенко недавно заявил, что открытие не произойдёт, как это было запланировано, в 2019 году), Третьякова не назвала конкретной даты:
— Само строительство, если есть финансирование, а оно есть, продлится недолго, год-полтора. Скорее всего, экспозиция будут открываться поэтапно. Финансирование выделено, процесс пошёл, и его не остановить. Будет ли возведено здание в сентябре или декабре 2019 года, мне кажется, не так важно. Важно, что мы уже сейчас работаем на новый музей — ведем исследования, собираем материалы, записываем интервью — формируем основу будущей экспозиции.
Напомним, в Петербурге сложилась парадоксальная ситуация: государственных музеев блокады вот-вот будет два. Один, Музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, 9, начал работать ещё во время войны и официально открылся в 1946 году. Затем был закрыт на волне «ленинградского дела» и возродился в перестроечные времена, но в «урезанном» формате. Сейчас эту культурную площадку готовят к ремонту. Второй музей, могущественный комплекс на Смольной набережной, только собираются создать по проекту Никиты Явейна. Идея встретила возражения части градозащитной и архитектурной общественности. Например, профессор Академии художеств, а ранее главный художник Петербурга Иван Уралов заявил на слушаниях Всемирного клуба петербуржев, что место для комплекса выбрано неудачно, а архитектурная музея должна быть более умеренной.
«Ленрезерв» — одна из крупнейших частных коллекций военной техники и артефактов Второй мировой войны. Работает на Феодосийской улице и периодически открывает двери для публики.
«Фонтанка.ру»
Читайте также:

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.