Станислав Говорухин: Свидетель обвинения
Ушёл из жизни радикальный автор, из всей обширной фильмографии которого ярче всего в памяти отпечаталось «Место встречи». Актер, к своему лицедейскому таланту относившийся свысока. Яркий полемист, ставший публичным политиком, функционером средней руки. Он был много большим, чем то, что о нем знают и помнят теперь.
Сейчас мало кто оценит символичность: Говорухин умер ровно через неделю после Киры Муратовой, с которой когда-то работал на одной студии, в судьбе которой участвовал в самые трудные периоды, которую снимал сам — как актрису — и которая снимала в ответ его, задолго до роли Крымова из «Ассы».
Никто уже, кажется, не помнит, что он открыл Высоцкого для большого кино, а не только снял его в роли Жеглова. В «Вертикали», дебютной говорухинской работе 1967 года, публика впервые услышала голос с хрипотцой, «Песню о друге» и «Прощание с горами».
Он прошел путь от романтика, автора «Вертикали», «Приключений Робинзона Крузо», «Детей капитана Гранта» и «Тома Сойера», до жестокого прагматика, критика, сурового судьи. Опять же, никто не вспомнит сегодня тот шок, который советская публика испытала от его документальной эпопеи «Так жить нельзя», памфлета против всего — ментов, бомжей, чекистов, политиков, художников, интеллигенции.
Примерно в том же духе яростного обвинительного заключения решен его лучший, пожалуй, фильм — «Десять негритят», эстетский ужастик, вполне достойный Луи Маля и Хичкока. Кто не только фильм видел, но и детектив Агаты Кристи читал, знает, в чем отличие экранизации от оригинала. Характерное для Говорухина: у Кристи всех жалко, все успевают перед смертью покаяться. Здесь же все дохнут, но туда им и дорога: выводок функционеров, самовлюбленных скотин, хладнокровных злодеев режиссер устраняет с удовольствием, вполне достойным вершителя правосудия.
Все девяностые для Говорухина прошли в этих жестоких приговорах и беспристрастных расследованиях. В документальном жанре он создал «Россию, которую мы потеряли» и «Великую криминальную революцию». В игровом кино — «Ворошиловского стрелка», кровавый гиньоль, где снова со злодеями расправляются смачно, с азартом, огоньком и удовольствием.
А дальше Говорухину просто некого было больше обвинять, некого проклинать. Он снял всё, что мог, но оставался в форме. Физической и профессиональной. Усердно снимать на седьмом и восьмом десятке лет по фильму в год может далеко не каждый. Его мотало — от заурядного ретро («Благословите женщину», «Не хлебом единым») до эстетских стилизаций (переснятый буквально покадрово «Лифт на эшафот» Луи Маля).
Да, это трагическая фигура — достигший почтенного возраста супермен (совершенно непонятно, как он в свои годы умудрялся сидеть в четыре часа ночи в баре, в белом костюме, и потягивать лениво какой-нибудь напиток). Но находящийся в разладе со временем и современниками, профессиональным сообществом и переменами, происходящими внутри профессии. У него было много сил, но потратить их было некуда.
Он пережил своё время и даже собственного сына, документалиста и публициста Сергея Говорухина, умершего в 2011 году. В итоге Говорухин-старший и оказался обречённым на незавидную участь депутата, функционера, на каникулах снимающего ностальгические безделушки.
Если кого и может быть бесконечно жаль в русской киноиндустрии, — то это Говорухин. Когда-нибудь о нём самом снимут фильм.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?
Новости
- 17 сентября 2024 - Стало известно название новой книги Виктора Пелевина. «Круть» расскажет о «фем-блатняке» и «курах-заточницах»
- 16 сентября 2024 - «Эмми» назвала лучшие сериалы: самураи поставили рекорд, за ними — кулинар и преследовательница
- 15 сентября 2024 - «Завирухи Шишова переулка», «ФМ Игры» и юбилеи — БДТ объявил планы на сезон
- 13 сентября 2024 - В России создадут Фонд объединённых культур
- 13 сентября 2024 - Министр культуры Любимова: «Пика выпускаемых в прокат картин мы достигнем в 2026 году»
Статьи
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
09 сентября 2024, 19:05