
«Красный воробей»: Идет война холодная

В прокате — «Красный воробей», шпионский триллер с Дженнифер Лоуренс, который одних впечатлит колоритным живописанием русской жизни, других напугает возрождением забытого жанра времен холодной войны.
Лоуренс играет красавицу-балерину, которой после травмы приходится оставить сцену и променять её на службу в разведке. Из барышни создают универсального солдата-соблазнителя, «воробья», который может вытянуть из нужного мужчины любую информацию.
Лента в принципе вызвала противоречивые чувства, а уж в России точно будет воспринята в штыки. Это даже не просто развесистая клюква, а трэш. Секса и обнажеки — как в «Игре престолов», эротизма — тонна. Стереотипы и клише отлиты в ясные, плакатно-карикатурные образы. Агенты-разведчики сплошь носят шапки-пирожки, как члены политбюро в красный день календаря. В Большой театр ходят полюбоваться на красивых барышень. Балерины живут в хрущевках в Марьино, обставленных, как лофт на Манхеттене. Завербованный русскими американец мгновенно начинает пить водку стаканами.
Тем более удивительно, что в этой клюкве, помимо Лоуренс, снялись актеры разборчивые, имеющие полное право вообще не сниматься, а пожинать лавры старых работ. Функционеров из ФСБ играют Шарлотта Рэмплинг и Джереми Айронс. И оба — основательно, детально, отважно. Рэсплинг выстраивает образ пожилой секс-гуру, воспитывающей новое поколение профессиональных обольстительниц. Айронс выдает выпуклый и непарадный портрет Андропова — очки-хамелеоны, все тот же «пирожок» на голове, белые губы. Мастерская, одним словом, портретная роль. Сценарий написал автор «Аферы по-американски» Эрик Сингер, в качестве режиссера выступил создатель «Сойки-пересмешницы» Фрэнсис Лоуренс.
Клюква и трэш слишком здорово и лихо придуманы, чтобы быть простой грубостью. Лоуренс и Сингер взялись за трудную, хотя и очень актуальную задачу — возродить полузабытый жанр шпионского триллера времен холодной войны. Фильма про противостояние человека и бесчеловечности, мира свободы и тюрьмы народов, Запада и Востока. Этот мощный пласт кино шестидесятых — вроде картин о разведчике Гарри Палмере с Майклом Кейном — по определению плакатный, броский, чрезмерный. Он должен не показывать «правду», а пугать, демонстрировать крайности.
Года четыре уже — с начала конфликта на востоке Украины — мы живем во время Второй Холодной. Вместе с войной приходит её логика, её риторика, возрождаются стилистика и приёмы искусства. Реактуализировать шпионское кино шестидесятых пытались многие и достаточно давно. И одинаково неудачно: то в комиксе появится страшный русский бандит, то миру начнет угрожать наш соотечественник с мутным прошлым. Лоуренсу и Уоррену первым удалось сделать это хорошо забытое старое действительно новым.
«Воробей», конечно, обладает всеми свойствами ожившего мертвеца — холодноват, жутковат, что-то смутно напоминает. Но это фильму, в общем, не мешает. Тут всё на своих местах. Шпионка соблазнительна и неприлично-эротична. Разведчики холодны и в грош не ставят человеческую жизнь. Государства на ножах. Добро пожаловать в новые шестидесятые. Может, теперь, кроме политической повестки, еще что-то хорошее из этих славных времен вернется. В версии 2.0.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».