Как сделать музей солдатиков без милитари-стайла

В бывшем домике смотрителя Музея Суворова открылся первый в России Музей оловянного солдатика. Помимо трех тысяч фигурок разных веков, здесь есть свой театр, побывавшие в космосе всадники и мамонт. «Фонтанка» заглянула на экспозицию и узнала подробности.

Идея открыть в Петербурге Музей оловянного солдатика витала в воздухе с середины 1960-х, частично реализовалась в виде передвижных выставок в конце 1970-х и едва не воплотилась в 1990-е. В качестве «дома» для солдатиков рассматривались Белая башня в Царском селе и Петропавловская крепость. Аналогичную экспозицию хотел открыть Эрмитаж, и от идеи не отказался до сих пор — выступавший на церемонии открытия Михаил Пиотровский признался, что его музей будет перенимать опыт коллег.

А учиться есть чему: новый музей в силу своей камерности получился уютным, как кабинет старого сказочника (экспозицию оформили в винтажном стиле, обыграв это приглушенным светом). И столь же увлекательным — даже для далекого от военного дела посетителя. Или посетительницы.

Арт-директором пригласили самого известного и успешного в Петербурге художника по свету Глеба Фильштинского, который сделал из музея театр. Расставлять все 62 тысячи единиц хранения — или хотя бы те три тысячи, что вместились в постоянную экспозицию, — значило бы убить непостоянный детский интерес. Поэтому тему решили раскрывать с разных сторон.

— С одной стороны, это музей игрушек, музей нашего детства, а с другой — музей совершенно одержимых удивительных людей, которые коллекционируют этих солдатиков, — пояснил идею Фильштинский. — Но самое главное — что он имеет непосредственное отношение к истории — в том числе литературы, балета, театра. Мы попытались сделать яркую театрализацию. Стояла задача уйти от милитари-стайла и сделать музей не только для мальчиков, но и для девочек.

Первое, что видит посетитель, — диорама «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»: среди уступов скал выделяются фигурки солдат. Трудно поверить, но все 300 сделал один человек — художник Владимир Нуждин. На изготовление каждого ушло по два дня работы, — и несложно подсчитать, что в этой витрине — два года жизни.

Этот же художник создал композицию с двумя всадниками, выставленную во втором зале. Она среди прочего интересна тем, что побывала в космосе. Но об этом на экспозиции почему-то не сказано. Возможно, потому что это предстоит рассказывать экскурсоводу: музей не предполагает самостоятельного посещения — визиты организуются сеансами, которые начинаются примерно каждые 20 минут.

По словам Нуждина, полет солдатиков произошел в 1991 году. Тогдашний директор Музея Суворова Александр Кузьмин дружил с космонавтом Владимиром Джанибековым, и они вместе придумали использовать такой символ дружбы с фигурками всадников. Правда, не могли предугадать, что за время полета советско-австрийский экипаж в силу исторических обстоятельств превратится в российско-казахско-австрийский.

В том же зале есть анимированная витрина, рассказывающая об истории появления первых человеческих фигурок и об их предназначении в разные эпохи. Из шестиминутного видео, дополняющего движущуюся инсталляцию с фигуркой мамонта (в качестве символа «начала начал»), посетители музея узнают, что близкие к современным фигурки солдатиков начали делать ориентировочно в 250 году нашей эры. В Средние века миниатюра часто служила в качестве оберегов для паломников, а потом превратилась в военную игру — с помощью человечков моделировали положения войск и сражений. В XVI веке появились первые коллекционеры солдатиков. Самое крупное «войско» было у Людовика XIV — правда, ту коллекцию не сберегли: в трудные времена переплавили в монеты, а те в свою очередь пошли на содержание настоящей армии.

Перелом в коллекционировании случился в XIX веке: Эрнст Хайнексен придумал заключить договор о едином стандарте фигурок: пеший солдат должен был выполняться высотой 32 миллиметра, конный — 44, а одежда — до малейших деталей соответствовать реальным прототипам. Такой вид фигурок стал называться нюрнбергским.

Посмотреть, как создаются солдатики, и какие инструменты при этом используются, можно на анимированной инсталляции напротив.

— Это музей игрушек — здесь можно улыбаться и смеяться, он не столь академический, как кому-то может показаться, — подбадривает Глеб Фильштинский, приглашая в третий зал — театр.

Здесь — отрада для девочек: посетителям читают романтическую сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» — на макете «плывет» лодочка, из табакерки выскакивает тролль, а из-под моста — зловредная крыса, требующая оплатить пошлину. На экране в это время идет видео, показывающее происходящее глазами самого солдатика.

Еще один зал представляет различные парады — стрельцов в середине XVII века, полка Салтыкова в середине XVIII века, и вплоть до парада Победы 24 июня 1945 года, который принимал маршал Георгий Жуков. Чтобы маленькие посетители могли рассмотреть всё поближе, в нижних ящиках шкафов замаскированы подставки. Солдатики выполнены из разных материалов, в том числе из серебра. Правда, как и во всем музее, это преимущественно современные образцы, хотя номинально экспозиция охватывает период с 1830-х годов.

— Мы решили показать основные образцы фигурок, которые производили немцы, и сосредоточились на том, чего многие люди в принципе не видели, — на фигурках, которые производились в Советском Союзе и потом в постсоветской России — это продолжение традиций немецких мастеров и их развитие, — пояснил заместитель директора музея Суворова по научно-экспозиционной деятельности Александр Лукирский.

В последнем зале парад «оживает» — в нем демонстрируют то самое собрание Георгия Иванова, о выкупе которого у немецкого коллекционера Руперта Байера не так давно рассказывала «Фонтанка». Это реконструкция последнего парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле. Георгий Иванов — потомок русских морских офицеров, жил в Стокгольме и работал в мастерской по ремонту велосипедов. Но все сбережения вкладывал в производство форм для литья солдатиков, собирая для этого исторические свидетельства очевидцев. Всего в коллекции Иванова (который, пользуясь формами, выгравированными известными мастерами, сам отливал солдатиков) — 2564 фигурки. В музее они «маршируют» благодаря движущейся ленте в витрине и «прямой трансляции парада» на экранах, которую ведет, как нетрудно узнать по голосу, Николай Буров.

— Мы создали музей очень интересный и необыкновенный, потому что соединили в нем традиционные и самые современные музейные технологии, — подытожил директор музея Суворова Владимир Гронский. — Солдатики соседствуют с виртуальной сказочной реальностью.

Музей начал работу 30 мая, входной билет для взрослого посетителя стоит 400 рублей, для ребенка — 200. Увидеть экспозицию можно с 10.00 до 19.00 (по средам — с 13.00 до 20.00), кроме понедельника.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>