Как сделать музей солдатиков без милитари-стайла
В бывшем домике смотрителя Музея Суворова открылся первый в России Музей оловянного солдатика. Помимо трех тысяч фигурок разных веков, здесь есть свой театр, побывавшие в космосе всадники и мамонт. «Фонтанка» заглянула на экспозицию и узнала подробности.
Идея открыть в Петербурге Музей оловянного солдатика витала в воздухе с середины 1960-х, частично реализовалась в виде передвижных выставок в конце 1970-х и едва не воплотилась в 1990-е. В качестве «дома» для солдатиков рассматривались Белая башня в Царском селе и Петропавловская крепость. Аналогичную экспозицию хотел открыть Эрмитаж, и от идеи не отказался до сих пор — выступавший на церемонии открытия Михаил Пиотровский признался, что его музей будет перенимать опыт коллег.
А учиться есть чему: новый музей в силу своей камерности получился уютным, как кабинет старого сказочника (экспозицию оформили в винтажном стиле, обыграв это приглушенным светом). И столь же увлекательным — даже для далекого от военного дела посетителя. Или посетительницы.
Арт-директором пригласили самого известного и успешного в Петербурге художника по свету Глеба Фильштинского, который сделал из музея театр. Расставлять все 62 тысячи единиц хранения — или хотя бы те три тысячи, что вместились в постоянную экспозицию, — значило бы убить непостоянный детский интерес. Поэтому тему решили раскрывать с разных сторон.
— С одной стороны, это музей игрушек, музей нашего детства, а с другой — музей совершенно одержимых удивительных людей, которые коллекционируют этих солдатиков, — пояснил идею Фильштинский. — Но самое главное — что он имеет непосредственное отношение к истории — в том числе литературы, балета, театра. Мы попытались сделать яркую театрализацию. Стояла задача уйти от милитари-стайла и сделать музей не только для мальчиков, но и для девочек.
Первое, что видит посетитель, — диорама «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»: среди уступов скал выделяются фигурки солдат. Трудно поверить, но все 300 сделал один человек — художник Владимир Нуждин. На изготовление каждого ушло по два дня работы, — и несложно подсчитать, что в этой витрине — два года жизни.
Этот же художник создал композицию с двумя всадниками, выставленную во втором зале. Она среди прочего интересна тем, что побывала в космосе. Но об этом на экспозиции почему-то не сказано. Возможно, потому что это предстоит рассказывать экскурсоводу: музей не предполагает самостоятельного посещения — визиты организуются сеансами, которые начинаются примерно каждые 20 минут.
По словам Нуждина, полет солдатиков произошел в 1991 году. Тогдашний директор Музея Суворова Александр Кузьмин дружил с космонавтом Владимиром Джанибековым, и они вместе придумали использовать такой символ дружбы с фигурками всадников. Правда, не могли предугадать, что за время полета советско-австрийский экипаж в силу исторических обстоятельств превратится в российско-казахско-австрийский.
В том же зале есть анимированная витрина, рассказывающая об истории появления первых человеческих фигурок и об их предназначении в разные эпохи. Из шестиминутного видео, дополняющего движущуюся инсталляцию с фигуркой мамонта (в качестве символа «начала начал»), посетители музея узнают, что близкие к современным фигурки солдатиков начали делать ориентировочно в 250 году нашей эры. В Средние века миниатюра часто служила в качестве оберегов для паломников, а потом превратилась в военную игру — с помощью человечков моделировали положения войск и сражений. В XVI веке появились первые коллекционеры солдатиков. Самое крупное «войско» было у Людовика XIV — правда, ту коллекцию не сберегли: в трудные времена переплавили в монеты, а те в свою очередь пошли на содержание настоящей армии.
Перелом в коллекционировании случился в XIX веке: Эрнст Хайнексен придумал заключить договор о едином стандарте фигурок: пеший солдат должен был выполняться высотой 32 миллиметра, конный — 44, а одежда — до малейших деталей соответствовать реальным прототипам. Такой вид фигурок стал называться нюрнбергским.
Посмотреть, как создаются солдатики, и какие инструменты при этом используются, можно на анимированной инсталляции напротив.
— Это музей игрушек — здесь можно улыбаться и смеяться, он не столь академический, как кому-то может показаться, — подбадривает Глеб Фильштинский, приглашая в третий зал — театр.
Здесь — отрада для девочек: посетителям читают романтическую сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» — на макете «плывет» лодочка, из табакерки выскакивает тролль, а из-под моста — зловредная крыса, требующая оплатить пошлину. На экране в это время идет видео, показывающее происходящее глазами самого солдатика.
Еще один зал представляет различные парады — стрельцов в середине XVII века, полка Салтыкова в середине XVIII века, и вплоть до парада Победы 24 июня 1945 года, который принимал маршал Георгий Жуков. Чтобы маленькие посетители могли рассмотреть всё поближе, в нижних ящиках шкафов замаскированы подставки. Солдатики выполнены из разных материалов, в том числе из серебра. Правда, как и во всем музее, это преимущественно современные образцы, хотя номинально экспозиция охватывает период с 1830-х годов.
— Мы решили показать основные образцы фигурок, которые производили немцы, и сосредоточились на том, чего многие люди в принципе не видели, — на фигурках, которые производились в Советском Союзе и потом в постсоветской России — это продолжение традиций немецких мастеров и их развитие, — пояснил заместитель директора музея Суворова по научно-экспозиционной деятельности Александр Лукирский.
В последнем зале парад «оживает» — в нем демонстрируют то самое собрание Георгия Иванова, о выкупе которого у немецкого коллекционера Руперта Байера не так давно рассказывала «Фонтанка». Это реконструкция последнего парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле. Георгий Иванов — потомок русских морских офицеров, жил в Стокгольме и работал в мастерской по ремонту велосипедов. Но все сбережения вкладывал в производство форм для литья солдатиков, собирая для этого исторические свидетельства очевидцев. Всего в коллекции Иванова (который, пользуясь формами, выгравированными известными мастерами, сам отливал солдатиков) — 2564 фигурки. В музее они «маршируют» благодаря движущейся ленте в витрине и «прямой трансляции парада» на экранах, которую ведет, как нетрудно узнать по голосу, Николай Буров.
— Мы создали музей очень интересный и необыкновенный, потому что соединили в нем традиционные и самые современные музейные технологии, — подытожил директор музея Суворова Владимир Гронский. — Солдатики соседствуют с виртуальной сказочной реальностью.
Музей начал работу 30 мая, входной билет для взрослого посетителя стоит 400 рублей, для ребенка — 200. Увидеть экспозицию можно с 10.00 до 19.00 (по средам — с 13.00 до 20.00), кроме понедельника.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.