Марк Захаров назвал переаттестацию артистов вещью скользкой и опасной

Художественный руководитель Московского театра "Ленком", народный артист СССР Марк Захаров считает введение переаттестации артистов "скользкой и опасной вещью". Об этом он сказал сегодня, выступая на заседании совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации и Министерстве культуры РФ.
Он напомнил, что сейчас российские театры постепенно переходят к контрактной системе. "Я считаю, что грядущая переаттестация артистов - вещь очень скользкая и опасная", - признался режиссер.
"За сорок лет я ни разу не сказал ни одному человеку: "Вы не артист", - продолжил Захаров. - Работал Смоктуновский и прежний главный режиссер говорил, что его можно в массовке выпустить, но главное, чтобы он ничего не говорил, даже фразу "Долой".
"Общество часто ошибалось, - заметил худрук "Ленкома". - Но есть определенная динамика в оценке талантов". При этом Захаров добавил, что можно сказать актеру, что, к примеру, в ближайшие пять он не видит его в репертуаре театре. "Это и будет своеобразная переаттестация, - считает режиссер. - А вот ставить окончательное вето - это неправильно, это усиливает обстановку беспричинного насилия".
Законопроект, предусматривающий введение раз в 5 лет конкурсов для подтверждения квалификации творческих работников, был внесен в Госдуму в начале июня. Разработанный Минкультуры документ предлагает дополнить Трудовой кодекс РФ главой 521 - "Особенности регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и /или/ исполнении / экспонировании/ произведений". Поправка, в случае ее принятия, даст работодателям право расторжения трудового договора по итогам конкурса или в случае отказа творческого работника от участия в нем.
Досье Фонтанки
Марк Анатольевич Захаров (род. 13 октября 1933, Москва) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и трёх Государственных премий России (1992, 1997, 2002).
Родился в Москве. В 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). С осени 1955 года — актёр Пермского областного драматического театра. Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета. В 1959 году вернулся вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр (где играла Н. Лапшинова) под руководство В. С. Полякова (1960—1964), после — в Студенческий театр МГУ.
С 1965 года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком»). В 1970-е и 1980-е годы активно снимает кино, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи.
В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС; в прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.
Работу в театре М. А. Захаров уже много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В. В. Маяковского А. А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.
В настоящее время М. А. Захаров — профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС). Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», член СП Москвы (1999).
Марк Захаров — автор многих статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.
Супруга — Нина Тихоновна Лапшинова, дочь — Александра, актриса «Ленкома».
Фонтанка.ру

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.