Не только «Купание красного коня»: весь Петров-Водкин в Русском музее
Более 200 произведений живописи и, что редкость, — графики — Кузьмы Петрова-Водкина представлены в корпусе Бенуа Русского музея. На выставке собраны все этапные произведения художника, в том числе из Третьяковской галереи, региональных музеев и частных коллекций. Must see этого лета.
Некоторые работы одного из главных символистов первой половины XX века широкая публика увидит впервые. Это картина «Играющие мальчики» 1911 года, долго считавшаяся утраченной. В ней за детской борьбой скрывается библейская история Каина и Авеля. Не выставлялся акварельный эскиз фрески «Распятие» для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске. В этой церкви крестили художника. А фреску он написал в обмен за венчание с католичкой, француженкой Марией.
Музей отобрал и самые яркие работы — куда без «Купания красного коня», скандального «Сна», портрета Ахматовой или «Петроградской мадонны» – парадоксальной большевистской иконы. Петров-Водкин был глубоко верующим — к рождению дочери в нэповском 1922-м написал и освятил в церкви икону Богоматери. А ведь буквально пятью годами ранее поддержал Февральскую, а затем и Октябрьскую революции.
Подстрочником к живописи представлены графика, этюды, эскизы. В Русском музее хранится больше 700 рисунков Петрова-Водкина, но шанс увидеть их полномасштабную выставку выпадает один-два раза в жизни. В последний раз графическое наследие экспонировалось 40 лет назад. Особенная редкость — французский цикл станкового рисунка 1925 года. Здесь виден совсем другой Петров-Водкин — как будто романтик от мира кино. После возвращения в СССР художник навсегда отошел от графики как самостоятельного жанра.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-27. Х.,м. 80.5 х 65. ГРМ.
Фото: предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Масштабная выставка — несомненная удача. От импрессионистских экспериментов и ярких метафор времен «Мира искусства» до мучительной ломки 1930-х, когда Петрова-Водкина был депутатом и возглавлял Ленинградский союз художников, — она вскрывает поиски и сомнения, боль художника. И в то же время позволяет понять, какой нерушимой глыбой требовалось стать, чтобы сохранить свой язык и стиль в эту эпоху.
«Для меня две ключевые вещи этой выставки — известное с детства «Купание красного коня» и «Автопортрет». С него смотрит человек, который никогда не терял своего лица, железный человек с душой и сердцем», — подчеркнул на открытии директор Русского музея Владимир Гусев.
«Петров-Водкин — человек с очень трудной и даже трагической судьбой. При этом он и Филонов — два главных художника, которые, что в древности называли «умозрением в красках», — сочетали и нравственность, и пластическую красоту», — добавил завотделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века Русского музея Владимир Леняшин.
Генеральным спонсором выставки «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения» выступил банк ВТБ.
Экспозицию можно посетить до 20 августа.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м
Куда пойти 6–8 сентября: «Дары осени», «Яблочный полдень», новый театральный сезон и фестиваль кино из Китая
Новости
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
- 04 сентября 2024 - Форум объединенных культур в Петербурге начнется с лекции патриарха Кирилла
Статьи
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
01 сентября 2024, 19:24
-
29 августа 2024, 18:41