Не только «Купание красного коня»: весь Петров-Водкин в Русском музее
Более 200 произведений живописи и, что редкость, — графики — Кузьмы Петрова-Водкина представлены в корпусе Бенуа Русского музея. На выставке собраны все этапные произведения художника, в том числе из Третьяковской галереи, региональных музеев и частных коллекций. Must see этого лета.
Некоторые работы одного из главных символистов первой половины XX века широкая публика увидит впервые. Это картина «Играющие мальчики» 1911 года, долго считавшаяся утраченной. В ней за детской борьбой скрывается библейская история Каина и Авеля. Не выставлялся акварельный эскиз фрески «Распятие» для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске. В этой церкви крестили художника. А фреску он написал в обмен за венчание с католичкой, француженкой Марией.
Музей отобрал и самые яркие работы — куда без «Купания красного коня», скандального «Сна», портрета Ахматовой или «Петроградской мадонны» – парадоксальной большевистской иконы. Петров-Водкин был глубоко верующим — к рождению дочери в нэповском 1922-м написал и освятил в церкви икону Богоматери. А ведь буквально пятью годами ранее поддержал Февральскую, а затем и Октябрьскую революции.
Подстрочником к живописи представлены графика, этюды, эскизы. В Русском музее хранится больше 700 рисунков Петрова-Водкина, но шанс увидеть их полномасштабную выставку выпадает один-два раза в жизни. В последний раз графическое наследие экспонировалось 40 лет назад. Особенная редкость — французский цикл станкового рисунка 1925 года. Здесь виден совсем другой Петров-Водкин — как будто романтик от мира кино. После возвращения в СССР художник навсегда отошел от графики как самостоятельного жанра.

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-27. Х.,м. 80.5 х 65. ГРМ.
Фото: предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Масштабная выставка — несомненная удача. От импрессионистских экспериментов и ярких метафор времен «Мира искусства» до мучительной ломки 1930-х, когда Петрова-Водкина был депутатом и возглавлял Ленинградский союз художников, — она вскрывает поиски и сомнения, боль художника. И в то же время позволяет понять, какой нерушимой глыбой требовалось стать, чтобы сохранить свой язык и стиль в эту эпоху.
«Для меня две ключевые вещи этой выставки — известное с детства «Купание красного коня» и «Автопортрет». С него смотрит человек, который никогда не терял своего лица, железный человек с душой и сердцем», — подчеркнул на открытии директор Русского музея Владимир Гусев.
«Петров-Водкин — человек с очень трудной и даже трагической судьбой. При этом он и Филонов — два главных художника, которые, что в древности называли «умозрением в красках», — сочетали и нравственность, и пластическую красоту», — добавил завотделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века Русского музея Владимир Леняшин.
Генеральным спонсором выставки «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения» выступил банк ВТБ.
Экспозицию можно посетить до 20 августа.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.