
Не только «Купание красного коня»: весь Петров-Водкин в Русском музее

Более 200 произведений живописи и, что редкость, — графики — Кузьмы Петрова-Водкина представлены в корпусе Бенуа Русского музея. На выставке собраны все этапные произведения художника, в том числе из Третьяковской галереи, региональных музеев и частных коллекций. Must see этого лета.
Некоторые работы одного из главных символистов первой половины XX века широкая публика увидит впервые. Это картина «Играющие мальчики» 1911 года, долго считавшаяся утраченной. В ней за детской борьбой скрывается библейская история Каина и Авеля. Не выставлялся акварельный эскиз фрески «Распятие» для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске. В этой церкви крестили художника. А фреску он написал в обмен за венчание с католичкой, француженкой Марией.
Музей отобрал и самые яркие работы — куда без «Купания красного коня», скандального «Сна», портрета Ахматовой или «Петроградской мадонны» – парадоксальной большевистской иконы. Петров-Водкин был глубоко верующим — к рождению дочери в нэповском 1922-м написал и освятил в церкви икону Богоматери. А ведь буквально пятью годами ранее поддержал Февральскую, а затем и Октябрьскую революции.
Подстрочником к живописи представлены графика, этюды, эскизы. В Русском музее хранится больше 700 рисунков Петрова-Водкина, но шанс увидеть их полномасштабную выставку выпадает один-два раза в жизни. В последний раз графическое наследие экспонировалось 40 лет назад. Особенная редкость — французский цикл станкового рисунка 1925 года. Здесь виден совсем другой Петров-Водкин — как будто романтик от мира кино. После возвращения в СССР художник навсегда отошел от графики как самостоятельного жанра.

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-27. Х.,м. 80.5 х 65. ГРМ.
Фото: предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Масштабная выставка — несомненная удача. От импрессионистских экспериментов и ярких метафор времен «Мира искусства» до мучительной ломки 1930-х, когда Петрова-Водкина был депутатом и возглавлял Ленинградский союз художников, — она вскрывает поиски и сомнения, боль художника. И в то же время позволяет понять, какой нерушимой глыбой требовалось стать, чтобы сохранить свой язык и стиль в эту эпоху.
«Для меня две ключевые вещи этой выставки — известное с детства «Купание красного коня» и «Автопортрет». С него смотрит человек, который никогда не терял своего лица, железный человек с душой и сердцем», — подчеркнул на открытии директор Русского музея Владимир Гусев.
«Петров-Водкин — человек с очень трудной и даже трагической судьбой. При этом он и Филонов — два главных художника, которые, что в древности называли «умозрением в красках», — сочетали и нравственность, и пластическую красоту», — добавил завотделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века Русского музея Владимир Леняшин.
Генеральным спонсором выставки «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения» выступил банк ВТБ.
Экспозицию можно посетить до 20 августа.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35