Ночь несерьезных музеев

Если петербуржец твердо решил повысить культурный уровень, его не остановит ни ночное время суток, ни длинные очереди, ни ограждения. В «Ночь музеев»-2018 горожане самозабвенно препарировали театральный реквизит, играли на морковных флейтах, внедрялись в «совковые» нанотехнологии и встречали рассвет на кладбище.

«Ночь музеев» — как «Евровидение»: про него все знают, ежегодно ходят, всем потом хвастаются и при этом ругают (как правило, за очереди). Но практически сразу начинают ждать следующего раза.

С годами опытнее стали не только организаторы, принявшие в свои ряды сразу несколько просторных музеев (вроде Музея железных дорог России) — и те забрали на себя значительную долю жаждущих зрелищ горожан, — но и сами посетители. Они научились находить радость в малом. «Бывалые» экскурсанты все чаще отходят от очевидных маршрутов со стандартными программами — в поисках экзотики.

В «экзотическом» качестве себя удачно проявил новичок программы — и притом вовсе не музей: Институт высокомолекулярных соединений РАН в творческой коллаборации с «Митьками» и волонтерами-экскурсоводами. Секрет — в умении сделать из лимона лимонад: увидеть в старом неотремонтированном здании готовый арт-объект. С архаичными табличками на дверях и стенах, досками объявлений в духе советской пионерии (день которой как раз отмечался 19 мая) и старой техникой на выброс с пугающими и манящими значками радиации.

Видимо, всё это вдохновило и «Митьков», на пару с администрацией заведения учинивших (анти)научный беспредел: пройдя весь коридор с лабораториями (в каждую заглядывая) и разобравшись, чем же все-таки занимается данное заведение, посетители попадали в дальние залы. Здесь им на полном серьезе продолжали рассказывать о «приборах», найденных на территории института «после естественной смерти сотрудников». Причем приборах прямо-таки стратегического значения!

Взять, например, «Космический аппарат с механическим приводом», «Функциональный гибрид ученого с прибором», который скоро придет на замену нерадивым сотрудникам (их эталонные экземпляры из металлолома и селедки также представлены на выставке), «Комнатный коллайдер» или «Квантовый компьютер» с примененной в нем разработкой научного центра Древней Руси, подозрительно напоминающей счеты. Ну и, конечно, звезда программы — «Квантово-совковый улавливатель гравитационных волн», в составе которого есть совки, коромысло, истинное предназначение которого якобы было «открыто» только в нынешнем году, и гравитационная обувь под названием «антилабутены».

«Это не галоши, а научный прибор!» — настаивал веселый экскурсовод, и, судя по сосредоточенному выражению лиц экскурсантов, ему даже верили.

Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

Еще сложнее было отделить подлинное от вымышленного в Музее логистики, другом новичке «Ночи музеев» — и тут сказалась неопытность организаторов. На берегу Финского залива разместили бассейн глубиной с качественную петербургскую лужу, в котором время от времени актеры показывали фрагменты спектакля «Сталкеры» по мотивам фильма Тарковского (проект фестиваля «Точка доступа»). Но так как, в отличие от театрального пространства, публика постоянно сменяется, и время начала — для каждого своё, не всегда было понятно, играют актёры или нет. «Всё уже давно началось, мы все — в зоне!» — ответил на вопрос посетительницы актер Александр Машанов. «В восьмидесятые такие фильмы снимали: все куда-то ходят, что-то делают, ничего не понятно. И все их объявили гениальными», — задумчиво произнес один из зрителей.

«А чё здесь такое?» — парни с удочками, пришедшие на берег залива к вечернему клёву, может, про Музей логистики на этой территории и слышали, но про его участие в «Ночи музеев» — определенно нет. Смутившись толп жаждущих культуры граждан, ребята предпочли ретироваться, не вдаваясь в подробности.

Вкупе со спектаклем посетители осматривали выставки в контейнере — работы цифрового художника Алексея Андреева — и основную экспозицию с познавательными фактами. Например, о том, что в Англии в 1865 году, согласно закону об ограничении скорости самодвижущихся повозок и автомобилей, в городе можно было ездить со скоростью не более трех километров в час, за городом — не более шести. При этом экипаж машины должен был состоять из трех человека, одному из которых следовало идти с красным флагом в пятидесяти метрах впереди нее. Сняли эти ограничения только в 1896 году.

Автомобильная тематика захватила и «Порт "Севкабель"»: там на одну ночь разместился Петербургский музей автобусов. Под нотки йодля в раннем хите группы The Tokens посетители знакомились с установленными в зале микроавтобусом «Латвия» 1975 года выпуска, умудрившемся слетать поработать в Сирию и вернуться обратно на балтийские берега. Посмотреть также предлагалось на «Икарус «Аполлон», который называли «Роллс-Ройсом среди автобусов», «Марусю» ЛАЗ-695М, обслуживавшую строительный трест при космодроме «Плесецк», и другие раритеты. А в конце зала реставратор плел багажную сеть для «Икаруса-55.14» «люкс» 1972 года выпуска, который называли «королем советских дорог». В саму машину можно было залезть. А вот некоторым другим экспонатам ремонт еще только предстоит — как тому бедняге, которого оставили на улице на «растерзание» граффитчикам.

Кстати, на автобусах можно было и покататься по Васильевскому острову — до Музея электрического транспорта. А там уж пересесть на старый трамвай — именно таким образом всех гостей «Ночи музеев» доставляли до выставочного пространства. Ностальгическое «сынок, а я на таком ездила, представляешь?» и «тот самый звук мотора» — не стихало, как и щелчки затворов фотоаппаратов.

Но невдомек мирным жителям было, что всего в нескольких километрах от них, у подводной лодки «Народоволец», полным ходом шла битва (как бы парадоксально это ни звучало). Даже две: одна — между фашистами и советскими войсками, а другая — между стражами правопорядка и безбилетниками, повалившими ограждения, чтобы прорваться посмотреть на историческую реконструкцию морского десанта. Спойлер: силы добра победили в обоих случаях.

«Мало, таких мы и сами побьем!» — оценивали историческое шоу зрители.

«Сказали не вмешиваться», — на всякий случай предупредили их другие.

Но даже разворачивавшиеся в сумерках военные действия (почему-то в один из эпизодов шедшие под музыку Игоря Корнелюка из «Мастера и Маргариты»), не смогли убедить посетителей покинуть свои места в очереди в музей, тоже участвовавший в акции в первый раз. Залезть в подводную лодку и послушать экскурсию хотели больше сотни петербуржцев.

Поутру в соцсетях о своих ночных приключениях отчитывались не только горожане, выкладывавшие фотографии с жареным поросенком из реквизита театра «Балтийский дом» или с предрассветного некрополя Александро-Невской лавры, но и музейщики. Как, например, сотрудница Шереметевского дворца Варвара: «Мам, извини, не могу говорить, я очень занята. Чем?... Ну... я делаю флейты из морковки и дезинфецирую духовые инструменты водкой. Да, водкой. Что смешного? Ещё я играю русский блюз на балалайке и стиральной доске. А ещё к нам заходила Алиса из Страны чудес. Да, это моя работа! Да ничего смешного! Я серьёзный человек, сотрудник музея!»

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>