Ночь несерьезных музеев

Если петербуржец твердо решил повысить культурный уровень, его не остановит ни ночное время суток, ни длинные очереди, ни ограждения. В «Ночь музеев»-2018 горожане самозабвенно препарировали театральный реквизит, играли на морковных флейтах, внедрялись в «совковые» нанотехнологии и встречали рассвет на кладбище.

«Ночь музеев» — как «Евровидение»: про него все знают, ежегодно ходят, всем потом хвастаются и при этом ругают (как правило, за очереди). Но практически сразу начинают ждать следующего раза.

С годами опытнее стали не только организаторы, принявшие в свои ряды сразу несколько просторных музеев (вроде Музея железных дорог России) — и те забрали на себя значительную долю жаждущих зрелищ горожан, — но и сами посетители. Они научились находить радость в малом. «Бывалые» экскурсанты все чаще отходят от очевидных маршрутов со стандартными программами — в поисках экзотики.

В «экзотическом» качестве себя удачно проявил новичок программы — и притом вовсе не музей: Институт высокомолекулярных соединений РАН в творческой коллаборации с «Митьками» и волонтерами-экскурсоводами. Секрет — в умении сделать из лимона лимонад: увидеть в старом неотремонтированном здании готовый арт-объект. С архаичными табличками на дверях и стенах, досками объявлений в духе советской пионерии (день которой как раз отмечался 19 мая) и старой техникой на выброс с пугающими и манящими значками радиации.

Видимо, всё это вдохновило и «Митьков», на пару с администрацией заведения учинивших (анти)научный беспредел: пройдя весь коридор с лабораториями (в каждую заглядывая) и разобравшись, чем же все-таки занимается данное заведение, посетители попадали в дальние залы. Здесь им на полном серьезе продолжали рассказывать о «приборах», найденных на территории института «после естественной смерти сотрудников». Причем приборах прямо-таки стратегического значения!

Взять, например, «Космический аппарат с механическим приводом», «Функциональный гибрид ученого с прибором», который скоро придет на замену нерадивым сотрудникам (их эталонные экземпляры из металлолома и селедки также представлены на выставке), «Комнатный коллайдер» или «Квантовый компьютер» с примененной в нем разработкой научного центра Древней Руси, подозрительно напоминающей счеты. Ну и, конечно, звезда программы — «Квантово-совковый улавливатель гравитационных волн», в составе которого есть совки, коромысло, истинное предназначение которого якобы было «открыто» только в нынешнем году, и гравитационная обувь под названием «антилабутены».

«Это не галоши, а научный прибор!» — настаивал веселый экскурсовод, и, судя по сосредоточенному выражению лиц экскурсантов, ему даже верили.

Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

Еще сложнее было отделить подлинное от вымышленного в Музее логистики, другом новичке «Ночи музеев» — и тут сказалась неопытность организаторов. На берегу Финского залива разместили бассейн глубиной с качественную петербургскую лужу, в котором время от времени актеры показывали фрагменты спектакля «Сталкеры» по мотивам фильма Тарковского (проект фестиваля «Точка доступа»). Но так как, в отличие от театрального пространства, публика постоянно сменяется, и время начала — для каждого своё, не всегда было понятно, играют актёры или нет. «Всё уже давно началось, мы все — в зоне!» — ответил на вопрос посетительницы актер Александр Машанов. «В восьмидесятые такие фильмы снимали: все куда-то ходят, что-то делают, ничего не понятно. И все их объявили гениальными», — задумчиво произнес один из зрителей.

«А чё здесь такое?» — парни с удочками, пришедшие на берег залива к вечернему клёву, может, про Музей логистики на этой территории и слышали, но про его участие в «Ночи музеев» — определенно нет. Смутившись толп жаждущих культуры граждан, ребята предпочли ретироваться, не вдаваясь в подробности.

Вкупе со спектаклем посетители осматривали выставки в контейнере — работы цифрового художника Алексея Андреева — и основную экспозицию с познавательными фактами. Например, о том, что в Англии в 1865 году, согласно закону об ограничении скорости самодвижущихся повозок и автомобилей, в городе можно было ездить со скоростью не более трех километров в час, за городом — не более шести. При этом экипаж машины должен был состоять из трех человека, одному из которых следовало идти с красным флагом в пятидесяти метрах впереди нее. Сняли эти ограничения только в 1896 году.

Автомобильная тематика захватила и «Порт "Севкабель"»: там на одну ночь разместился Петербургский музей автобусов. Под нотки йодля в раннем хите группы The Tokens посетители знакомились с установленными в зале микроавтобусом «Латвия» 1975 года выпуска, умудрившемся слетать поработать в Сирию и вернуться обратно на балтийские берега. Посмотреть также предлагалось на «Икарус «Аполлон», который называли «Роллс-Ройсом среди автобусов», «Марусю» ЛАЗ-695М, обслуживавшую строительный трест при космодроме «Плесецк», и другие раритеты. А в конце зала реставратор плел багажную сеть для «Икаруса-55.14» «люкс» 1972 года выпуска, который называли «королем советских дорог». В саму машину можно было залезть. А вот некоторым другим экспонатам ремонт еще только предстоит — как тому бедняге, которого оставили на улице на «растерзание» граффитчикам.

Кстати, на автобусах можно было и покататься по Васильевскому острову — до Музея электрического транспорта. А там уж пересесть на старый трамвай — именно таким образом всех гостей «Ночи музеев» доставляли до выставочного пространства. Ностальгическое «сынок, а я на таком ездила, представляешь?» и «тот самый звук мотора» — не стихало, как и щелчки затворов фотоаппаратов.

Но невдомек мирным жителям было, что всего в нескольких километрах от них, у подводной лодки «Народоволец», полным ходом шла битва (как бы парадоксально это ни звучало). Даже две: одна — между фашистами и советскими войсками, а другая — между стражами правопорядка и безбилетниками, повалившими ограждения, чтобы прорваться посмотреть на историческую реконструкцию морского десанта. Спойлер: силы добра победили в обоих случаях.

«Мало, таких мы и сами побьем!» — оценивали историческое шоу зрители.

«Сказали не вмешиваться», — на всякий случай предупредили их другие.

Но даже разворачивавшиеся в сумерках военные действия (почему-то в один из эпизодов шедшие под музыку Игоря Корнелюка из «Мастера и Маргариты»), не смогли убедить посетителей покинуть свои места в очереди в музей, тоже участвовавший в акции в первый раз. Залезть в подводную лодку и послушать экскурсию хотели больше сотни петербуржцев.

Поутру в соцсетях о своих ночных приключениях отчитывались не только горожане, выкладывавшие фотографии с жареным поросенком из реквизита театра «Балтийский дом» или с предрассветного некрополя Александро-Невской лавры, но и музейщики. Как, например, сотрудница Шереметевского дворца Варвара: «Мам, извини, не могу говорить, я очень занята. Чем?... Ну... я делаю флейты из морковки и дезинфецирую духовые инструменты водкой. Да, водкой. Что смешного? Ещё я играю русский блюз на балалайке и стиральной доске. А ещё к нам заходила Алиса из Страны чудес. Да, это моя работа! Да ничего смешного! Я серьёзный человек, сотрудник музея!»

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>