‘ото: јлина ÷иопа

¬ Ёрмитаж привезли Ђ¬енеру тр€пичнуюї и гору угл€

—тату€ ¬енеры, сто€ща€ напротив горы бель€. ¬ываленный у стены Ёрмитажа уголь. » звуки «»нтернационала», записанные в Ѕельгии. «‘онтанка» исследовала выставку «јрте повера», открывшуюс€ в «имнем дворце.

Ќа третьем этаже «имнего дворца открылась выставка «јрте повера. “ворческий прорыв». «десь — свыше полусотни работ италь€нских художников второй половины ’’ века. Ёкспозицией музей отмечает 50-летие течени€, из которого «выросли» многие современные художники. ¬ том числе и в нашей стране, — такие, как ƒмитрий ѕригов или »ль€  абаков.

’удожники јрте повера («бедное искусство») работали с повседневными и не самыми эстетичными материалами. ¬ ход шли тр€пки, газеты, ветви деревьев. “ечение возникло в »талии как реакци€ на американский поп-арт, нарастание потребительской культуры. —казалось и желание художников быть свободными и независимыми.

Ёрмитаж счел интересным показать јрте повера в –оссии — и в этом выборе музе€ больше одной «рифмы». ¬ыставка проходит в залах третьего этажа, где размещались работы —езанна, ѕикассо и ћатисса, которые как раз в те годы приобрели известность в Ћенинграде, став последним рубежом современного искусства в сознании большинства жителей. —ейчас эти залы не зан€ты посто€нной экспозицией и при этом сохранили «флЄр» 1960-1970-х — «старомодное» освещение, паркетные полы, дерев€нные обивки проходов анфилады. “очно так же, по словам куратора выставки ƒмитри€ ќзеркова, выгл€дит  унстхалле в Ѕерне — выставочный зал, в котором и проходила в 1969 году выставка художников јрте повера, зафиксировавша€ этот феномен в истории искусства.

¬ Ёрмитаже художники показы в ретроспективе. «ритель может ознакомитьс€ с произведени€ми как полувековой давности, так и последних лет.  роме того, музей показывает предшественников јрте повера (јльберто Ѕурри, ѕьеро ћандзони, Ћучо ‘онтана) — они отделены от основной выставки галереей-«мостиком», как в свое врем€ были отделены импрессионисты от постимпрессионистов. »менно здесь размещен звуковой экспонат — «»нтернационал» (ƒжильберто ƒзорио, род. 1944), записанный в бельгийском городе ћехелене, том самом ћалине, откуда пошло выражение «малиновый звон». ѕомимо всего прочего, это напоминание о том, что сам «»нтернационал» несколько дес€тилетий был гимном —оветского —оюза.



‘ото: јлина ÷иопа



‘ото: јлина ÷иопа

ƒемонстраци€ современного искусства в Ёрмитаже, особенно в его исторической части, — зан€тие, сопр€женное со множеством сложностей, о которых рассказали и куратор, и директор музе€ ћихаил ѕиотровский, открыва€ выставку. ¬о-первых, речь идет о правилах противопожарной безопасности. ¬о-вторых, некоторым объектам современного искусства требуетс€ электричество (как, например, холодильным установкам или звучащим объектам). Ќу а в-третьих, такие экспонаты зачастую оказываютс€ более хрупкими, нежели традиционное искусство, и их реставраци€ обходитс€ даже дороже. Ќо и процесс размещени€ — более увлекательный.

“а же проста€, казалось бы, гора угл€, насыпанна€ у стены за белой оградительной линией («Ѕез названи€», яннис  унеллис, 1936-2017), — плод внимательности наследника прав художника. ¬с€кий раз этот человек приезжает на экспозицию, высыпает из мешка тот самый уголь, фотографирует его и свер€ет со снимками с предыдущих выставок. ѕри этом имеет значение, чтобы место под экспонат было выделено именно у стены, а лини€ имела определенную толщину.



‘ото: јлина ÷иопа

“о же и с «иконой јрте повера» — «¬енерой тр€пичной» (ћикеланджело ѕистолетто, род.1933). ќна представл€ет собой статую, сто€щую напротив горы бель€.

— ’удожник указал размер, объ€снил, как все должно лежать, выбрал зал, а дальше мы точно по инструкции, вз€в в аренду тр€пки, выложили работу, — раскрыл секрет подготовки ƒмитрий ќзерков.

“очно так же тщательно в экспозиции выверено и оформление залов: наличие или отсутствие занавесок и скамеек и их положение — как это всегда было в музее в 1970-е. Ёто тоже требование куратора, ощущающего преемственность при подготовке выставки. ¬едь именно фигура куратора в свое врем€ в Ѕерне сформировала и определила течение јрте повера, представл€вшее из себ€ отдельных авторов.

Ќа экспозиции можно увидеть работы из ћузе€ современного искусства  астелло ди –иволи, √алереи современного искусства GAM и частных собраний. ѕомимо самих произведений, петербуржцам будут доступны лекции, обсуждени€, фестиваль инсталл€ций и перформансов, а также интеллектуальный марафон.

¬ыставка открыта до 16 августа.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 7- 9 августа: Ђ‘онтанка-SUPї, Ђќпера Ч всемї, выставка флоксов, арт-–осси€ в Ђћанежеї

Ќа этих выходных Ђнова€ нормаї и привычный нам отдых, кажетс€, идеально дополн€ют друг друга: днЄм участвуем в городских фестивал€х, а вечером идЄм на концерты в сети. ¬ыбрали дл€ вас 12 событий, которые никак нельз€ пропустить.

—татьи

>