Шемякин покажет, как бинтовать, укутывать и пеленать

В Центре Михаила Шемякина откроется выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Зрителям представят самую масштабную экспозицию из проекта «Воображаемый музей».

В экспозицию вошло около 600 изображений. Они дотошно фиксируют использование одного и того же приема – забинтовывания. С одной стороны – лица с завязанными ртами, глазами, с другой – перетянутые тела. Вся история приема от классики и этники к концептуальному и шире – современному искусству, а затем – к массовой культуре.

В разных произведениях один и тот же прием дарит различные переживания – от страха, агрессии и ощущения ограничения свободы до надежды и любопытства. Зритель не знает, что под бинтами, в каком состоянии находится предмет.

Проект Михаила Шемякина – образовательный. Художник собрал и классифицировал сотни тысяч образов из книг по искусству, журналов, каталогов и фотосъемок. «Я занимаюсь более 50 лет «Воображаемым музеем», у меня громадная библиотека во Франции, свыше 1000 кадратных метров, – объясняет художник. – Здесь я не имею права любить или не любить, я просто аналитик, авиатор, который парит над историей, выдергивает образы и сопоставляет их». «Воображаемый музей» Шемякина насчитывает уже более 700 тем – папочек, по которым разложены изображения. Эти исследования помогут художникам не повторяться, не изобретать велосипед, а может быть – узреть что-то новое и создать свое, рассчитывает Шемякин.

Для самого Михаила Шемякина дотошное исследование – художественный метод. Перед тем, как поставить балет «Щелкунчик», он вместе с супругой нашел записи балетов по этой теме, поставленные в разных странах –от Мексики до Японии. На просмотр всех «Щелкунчиков» в мире ушло два года, но только после этого Шемякин приступил к своей постановке.

В дополнение к выставке центр Шемякина собрал по барахолкам, магазинам и друзьям мини-библиотеку. В нее вошел и научпоп по психотерапии, и инструкции по завязыванию галстуков, и произведения Эдгара По и Арнольда Беннета. Для посетителей в книги заботливо вложили закладочки – как раз на страницах о перевязывании и бинтовании.

Открытием выставки исследование Шемякина не заканчивается. До октября в центре пройдут круглые столы и дискуссии с философами и психологами. В июне, 7 и 28-го, премьеру моноспектакля-триллера «Офелия в бинтах» представит Лилия Бурдинская, хореограф и обладательница гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева». Осенью – обещают спектакль АХЕ.

Вдобавок в течение четырех месяцев в центре будут сменять друг друга 13 проектов современных художников. Все они прошли отбор в конкурсе Михаила Шемякина. Для начала представлены четверо: Алена Коган, Олег Ильдюков, Валентин Коржов и Мария Иванова. «Меня давно интересовала тема «фантомных болей» – несвободы, утери возможностей и запретов. Долго не знал, как ее воплотить, – рассказывает о своей графической серии с перебинтованными героями Олег Ильдюков. – Решение пришло буквально этой весной, когда моя жена сломала ногу».

Выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» продлится целых четыре месяца – с 18 мая по 7 октября. Центр Михаила Шемякина находится на Садовой улице, 11. Помещение художнику подарил президент Владимир Путин. Генеральный спонсор выставки — банк ВТБ

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>