
Шемякин покажет, как бинтовать, укутывать и пеленать

В Центре Михаила Шемякина откроется выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Зрителям представят самую масштабную экспозицию из проекта «Воображаемый музей».
В экспозицию вошло около 600 изображений. Они дотошно фиксируют использование одного и того же приема – забинтовывания. С одной стороны – лица с завязанными ртами, глазами, с другой – перетянутые тела. Вся история приема от классики и этники к концептуальному и шире – современному искусству, а затем – к массовой культуре.
В разных произведениях один и тот же прием дарит различные переживания – от страха, агрессии и ощущения ограничения свободы до надежды и любопытства. Зритель не знает, что под бинтами, в каком состоянии находится предмет.
Проект Михаила Шемякина – образовательный. Художник собрал и классифицировал сотни тысяч образов из книг по искусству, журналов, каталогов и фотосъемок. «Я занимаюсь более 50 лет «Воображаемым музеем», у меня громадная библиотека во Франции, свыше 1000 кадратных метров, – объясняет художник. – Здесь я не имею права любить или не любить, я просто аналитик, авиатор, который парит над историей, выдергивает образы и сопоставляет их». «Воображаемый музей» Шемякина насчитывает уже более 700 тем – папочек, по которым разложены изображения. Эти исследования помогут художникам не повторяться, не изобретать велосипед, а может быть – узреть что-то новое и создать свое, рассчитывает Шемякин.
Для самого Михаила Шемякина дотошное исследование – художественный метод. Перед тем, как поставить балет «Щелкунчик», он вместе с супругой нашел записи балетов по этой теме, поставленные в разных странах –от Мексики до Японии. На просмотр всех «Щелкунчиков» в мире ушло два года, но только после этого Шемякин приступил к своей постановке.
В дополнение к выставке центр Шемякина собрал по барахолкам, магазинам и друзьям мини-библиотеку. В нее вошел и научпоп по психотерапии, и инструкции по завязыванию галстуков, и произведения Эдгара По и Арнольда Беннета. Для посетителей в книги заботливо вложили закладочки – как раз на страницах о перевязывании и бинтовании.
Открытием выставки исследование Шемякина не заканчивается. До октября в центре пройдут круглые столы и дискуссии с философами и психологами. В июне, 7 и 28-го, премьеру моноспектакля-триллера «Офелия в бинтах» представит Лилия Бурдинская, хореограф и обладательница гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева». Осенью – обещают спектакль АХЕ.
Вдобавок в течение четырех месяцев в центре будут сменять друг друга 13 проектов современных художников. Все они прошли отбор в конкурсе Михаила Шемякина. Для начала представлены четверо: Алена Коган, Олег Ильдюков, Валентин Коржов и Мария Иванова. «Меня давно интересовала тема «фантомных болей» – несвободы, утери возможностей и запретов. Долго не знал, как ее воплотить, – рассказывает о своей графической серии с перебинтованными героями Олег Ильдюков. – Решение пришло буквально этой весной, когда моя жена сломала ногу».
Выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» продлится целых четыре месяца – с 18 мая по 7 октября. Центр Михаила Шемякина находится на Садовой улице, 11. Помещение художнику подарил президент Владимир Путин. Генеральный спонсор выставки — банк ВТБ.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

«Раньше мы не могли понять, что искать». Эрмитаж показывает 500-летние картины, какими мы их не видели
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
- 26 мая 2025 - В «Петербурггазе» рассказали, когда в честь Дня города будут гореть Ростральные колонны
- 23 мая 2025 - После жалобы слушателя Филармония увольняет ведущую концертов Малого зала, проработавшую там полвека
- 22 мая 2025 - Русский музей анонсировал большую выставку Ивана Айвазовского в 2026 году