![](/mm/items/2018/5/16/0015/Shramm.jpg)
Шемякин покажет, как бинтовать, укутывать и пеленать
![Версия для печати](/www-include/decor/print.gif)
В Центре Михаила Шемякина откроется выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Зрителям представят самую масштабную экспозицию из проекта «Воображаемый музей».
В экспозицию вошло около 600 изображений. Они дотошно фиксируют использование одного и того же приема – забинтовывания. С одной стороны – лица с завязанными ртами, глазами, с другой – перетянутые тела. Вся история приема от классики и этники к концептуальному и шире – современному искусству, а затем – к массовой культуре.
В разных произведениях один и тот же прием дарит различные переживания – от страха, агрессии и ощущения ограничения свободы до надежды и любопытства. Зритель не знает, что под бинтами, в каком состоянии находится предмет.
Проект Михаила Шемякина – образовательный. Художник собрал и классифицировал сотни тысяч образов из книг по искусству, журналов, каталогов и фотосъемок. «Я занимаюсь более 50 лет «Воображаемым музеем», у меня громадная библиотека во Франции, свыше 1000 кадратных метров, – объясняет художник. – Здесь я не имею права любить или не любить, я просто аналитик, авиатор, который парит над историей, выдергивает образы и сопоставляет их». «Воображаемый музей» Шемякина насчитывает уже более 700 тем – папочек, по которым разложены изображения. Эти исследования помогут художникам не повторяться, не изобретать велосипед, а может быть – узреть что-то новое и создать свое, рассчитывает Шемякин.
Для самого Михаила Шемякина дотошное исследование – художественный метод. Перед тем, как поставить балет «Щелкунчик», он вместе с супругой нашел записи балетов по этой теме, поставленные в разных странах –от Мексики до Японии. На просмотр всех «Щелкунчиков» в мире ушло два года, но только после этого Шемякин приступил к своей постановке.
В дополнение к выставке центр Шемякина собрал по барахолкам, магазинам и друзьям мини-библиотеку. В нее вошел и научпоп по психотерапии, и инструкции по завязыванию галстуков, и произведения Эдгара По и Арнольда Беннета. Для посетителей в книги заботливо вложили закладочки – как раз на страницах о перевязывании и бинтовании.
Открытием выставки исследование Шемякина не заканчивается. До октября в центре пройдут круглые столы и дискуссии с философами и психологами. В июне, 7 и 28-го, премьеру моноспектакля-триллера «Офелия в бинтах» представит Лилия Бурдинская, хореограф и обладательница гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева». Осенью – обещают спектакль АХЕ.
Вдобавок в течение четырех месяцев в центре будут сменять друг друга 13 проектов современных художников. Все они прошли отбор в конкурсе Михаила Шемякина. Для начала представлены четверо: Алена Коган, Олег Ильдюков, Валентин Коржов и Мария Иванова. «Меня давно интересовала тема «фантомных болей» – несвободы, утери возможностей и запретов. Долго не знал, как ее воплотить, – рассказывает о своей графической серии с перебинтованными героями Олег Ильдюков. – Решение пришло буквально этой весной, когда моя жена сломала ногу».
Выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» продлится целых четыре месяца – с 18 мая по 7 октября. Центр Михаила Шемякина находится на Садовой улице, 11. Помещение художнику подарил президент Владимир Путин. Генеральный спонсор выставки — банк ВТБ.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
![](/mm/items/2024/7/25/0006/2345.jpg)
Куда пойти 26 — 28 июля: день ВМФ, фестиваль уличных театров и джаз в городе
Новости
- 26 июля 2024 - Композитор Филип Гласс обратился к Севастопольскому театру оперы и балета из-за пиратства
- 26 июля 2024 - Во Всероссийском музее Пушкина в Петербурге сменили директора
- 23 июля 2024 - Венецианский кинофестиваль огласил программу
- 23 июля 2024 - Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге объявил конкурсную программу и состав жюри
- 19 июля 2024 - Умерла создательница петербургского Театра Дождей Наталья Никитина
Статьи
-
26 июля 2024, 17:43В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня» открыли новую экспозицию Галереи костюма. Одна ее часть будет постоянной и представит историю развития европейского костюма за последние 350 лет, а другая более детально покажет один из ее аспектов или периодов. Например, сейчас можно более детально изучить костюмы «Прекрасной эпохи».
-
23 июля 2024, 18:21В KGallery до 1 сентября работает выставка «Случайный тираж»: наследие ленинградской экспериментальной литографской мастерской показывают рядом с работами современных графиков. Благодаря американо-британскому арт-дилеру Эрику Эсторику, работы Анатолия Каплана, Веры Матюх и других показывали в Лондоне и Нью-Йорке буквально из-под железного занавеса, а в «Астории» он ухитрился организовать художникам абсолютно буржуазный банкет. «Фонтанка» обсудила с сокуратором «Случайного тиража» Александрой Генераловой истории, которые стоят за избранными листами.
-
21 июля 2024, 17:02
-
26 июля 2024, 20:33