В Петербурге появился второй гранд-макет — дореволюционного Обуховского завода
На проспекте Обуховской обороны открылся музейно-выставочный комплекс с гранд-макетом дореволюционного Обуховского завода, исторической кузницой и отреставрированной водоподъемной башней. Проект приурочен к 155-летию Обуховского завода.
Макет воссоздает образ завода на рубеже XIX-XX веков. Тогда он был одним из крупнейших сталелитейных и оптических предприятий Европы. Обуховский вооружал 50% сухопутных войск и 90% российского военно-морского флота. Вдобавок — изготавливал двигатели самолетов, броню кораблей, оси вагонов и даже чертежные и хирургические инструменты. В Европе Павла Обухова сравнивали с «пушечным королем», промышленником Альфредом Круппом.
По гранд-макету можно изучать работу завода от его основания до расцвета и революции: подвозят к цехам материалы и забирают готовые орудия паровозы, дымят трубы литейного цеха. На Неве работают краны и сваебойная машина, у берега даже пришвартован крейсер «Аврора», орудия для которого делал Обуховский.
На Шлиссельбургском тракте (теперь — проспект Обуховской обороны) стоят утраченная церковь святого апостола Павла и даже трактир Бушкова. Рядом изображены участники Обуховской обороны 1901 года и разгоняющие их полицейские. В начале века рабочих перевели с повременной оплаты на сдельную, фактически урезав зарплаты. Вдобавок увеличился объем сверхурочных работ. В ответ 1 мая 1901-го рабочие вышли на стачку. 7 мая она переросла в беспорядки и противостояние с полицией. Несколько тысяч протестантов потребовали введения 8-часового рабочего дня, отмены ночных и сверхурочных работ и отставки замначальника завода, уволившего организаторов стачки. Восстановили порядок только вызванные из Петербурга солдаты Омского полка. Около 200 человек арестовали, 27 — осудили. Но часть требований руководство завода все же выполнило.
Гранд-макет создавали около года. Над ним работали около 30-40 человек, рассказал «Фонтанке» автор и владелец музея «Гранд Макет Россия» Сергей Морозов. Его компания создавала макет по заказу АО «ГОЗ Обуховский завод».
Новый музейный комплекс находится в дореволюционном здании — бывшей поликлинике завода. В нем же установили недавно выкупленную концерном десантную пушку. Орудие изготовили на Обуховском заводе в 1896 году. Сохранилось только пять таких образцов, рассказал журналистам Михаил Подвязников, директор Северо-Западного регионального центра «Концерна ВКО «Алмаз-Антей» и директор Обуховского завода. Кроме того, в том же здании воссоздана кузница XIX века.
Частью музея также стала отреставрированная водоподъемная башня: 25-метровое здание красного кирпича было построено в 1869-1872-м годах для бессемеровской мастерской. В ней получали сталь из жидкого чугуна благодаря продувке сквозь него сжатого воздуха.
На верхнем этаже башни устроена смотровая площадка со стеклянной крышей. Стены украшают исторические фотографии цехов завода. Реставрация объекта заняла около года, а чугунную лестницу произвели на самом Обуховском заводе, рассказал «Фонтанке» Михаил Подвязников.
Новый музей скоро откроется для горожан. Но поскольку Обуховский завод — закрытое оборонное предприятие, на осмотр экспозиции на башне можно будет попасть только по предварительной записи. Экскурсии для групп в 10 человек будут проводить 2-3 раза в неделю. Гранд-макет можно будет посмотреть в часы работы музея.
— 16 мая исполнится 155 лет Обуховскому заводу. Это одно из крупнейших предприятий военно-промышленного комплекса России, — заключил Михаил Подвязников. По его словам, новый музей призван обеспечить «связь времен» и дать повод для гордости и работникам завода, и горожанам.
В нынешнем веке Обуховский завод продолжает развиваться. Концерн «Алмаз-Антей» завершает модернизацию площадки на Обуховской обороны, 120. В 2017 году был построен новый литейный цех производительностью до 500 тонн жидкого металла в год, запущены цех гальвано-химических покрытий и испытательный корпус. Кроме того, в начале 2018 года начнет работу сборочный цех продукции военного назначения. В модернизацию завода вложено более 30 млрд рублей, рассказал Михаил Подвязников. За последние пять лет Обуховский завод нарастил производство продукции в 3,6 раза. Он обеспечен заказами до 2025 года.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Эстетичный монстр и злобный создатель. Зачем дель Торо свой «Франкенштейн»?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 06 ноября 2025 - Иэн Маккеллен после выздоровления подтвердил, что снова сыграет Гэндальфа
- 06 ноября 2025 - Вышел первый трейлер романтической комедии по бестселлеру психологической литературы «К себе нежно»
- 05 ноября 2025 - «Роскошное выражение модернизма в классической форме»: в Петербурге впервые за 30 лет зазвучит симфония Дюка
- 01 ноября 2025 - «Большая книга» открыла бесплатный доступ к книгам-финалистам — за них можно проголосовать
- 31 октября 2025 - Вуди Аллен до конца 2027 года выпустит фильм про Мадрид
Статьи
-
30 октября 2025, 17:23Казалось бы, ничто не предвещало трагедии. Обычный европейский гражданин, крепко стоящий на ногах и уверенный в завтрашнем дне, едет со своим сыном и собачкой на машине в Марокко, чтобы на тамошнем рейве в пустыне найти свою дочь. Ребенок уверен: сестра будет рада их увидеть. Отец выглядит почти отчаявшимся, но настойчиво обращается то к одним танцующим, то к другим, показывая фотографию дочери. У зрителя закрадываются мысли, что мы видим стадию отрицания в принятии неизбежного, и девушки уже нет в живых, — и наверняка по ходу действия будут находиться этому подтверждения, а интрига будет в ее судьбе. Но сюжет оказывается гораздо сильнее.
-
29 октября 2025, 13:30Более 500 произведений искусства — скульптуру, живопись, ритуальные предметы и маски мистерии Цам — можно увидеть до 2 февраля на новой выставке «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма» в Манеже Малого Эрмитажа. Куратор Юлия Елихина — ведущий научный сотрудник Отдела Востока — рассказала «Фонтанке» об экспонатах, прошедших через огонь, о демонах, вызывающих болезни, и о драгоценности, исполняющей желания.
-
26 октября 2025, 12:20