
«Евровидение»-2018: «Барби тоже есть что сказать»

Европа, пережившая серию терактов и наплыв беженцев, не будет прежней — это отразилось на «Евровидении». О вызовах новой эпохи поют участники из стран-основательниц конкурса. А прямо во время финала, транслируемого на весь мир в прямом эфире, происходит новое нападение в центре Парижа.
В эти дни мир готовится к новой волне конфликта вокруг Израиля — и конкурсантка именно из этой страны побеждает на «Евровидении». Ее зовут Нетта, ей 25, и ее называют «голосом #MeToo» (охватившего США и некоторые европейские страны движения против сексуальных домогательств). Припев песни Нетты звучит так: «Я тебе не игрушка, глупыш». А в куплете есть фраза: «Барби тоже есть что сказать». Правда, в сочетании с внешним обликом артистки — пухлой барышни в кофточке под кимоно, с нарочито эмоциональной мимикой — это выглядит комично. Неудивительно, что этот ролик стал самым просматриваемым из всех конкурсантов на YouTube — его до финала увидели 26 миллионов человек.
Нетта — сильная артистка с яркой подачей, и в ее победе политики нет: трудно «заподозрить» Израиль в наличии доброжелательных соседей, которые голосовали бы за эту страну по географическому принципу. Певица действительно оказалась самой запоминающейся на конкурсе, в чем еще большая заслуга автора песни, израильского хитмейкера Дорона Медали.
Основной конкуренткой Нетты оказалась представительница Кипра Елени Фурейра, чья семья в свое время бежала в Грецию из Албании — но ее выступление можно отнести к тому «старому» «Евровидению», где ценились не смыслы, а красота и сексуальность. Более концептуально выступили французы — дуэт «Мадам и месье» в черных одеждах от модельера Жана-Поля Готье, который является поклонником конкурса. Их песня «Мерси» — от лица девочки, родившейся на судне, спасавшем беженцев в Средиземном море. Или, например, занявшие пятое место итальянцы Эрмаль Мета и Фабрицио Моро, чья песня, обращенная к мировому терроризму, в субтитрах переводилась обрывочными фразами на разные языки мира, включая русский: «Кто-то громко кричит: «Умри!»... Вы не смогли ничего получить. Мирная бомба не существует. Вы не смогли меня испугать».
Это «Евровидение» называли одним из сильнейших за последнее время — действительно, каждое выступление было чем-то примечательно: будь то балет из Ирландии, который из-за гомосексуального подтекста вырезали из китайской трансляции, или песни об ушедших родителях, с которыми вышли на сцену представитель Германии и венгерские металисты. Датчане показали красивую картинку с «викингами» и полощущимися на ветру рваными парусами, шведы выставили фактически нового «Майкла Джексона», а испанцы — молодую влюбленную пару, только что победившую на местном песенном телешоу. Любопытно, что даже «фишку» выступления в полуфинале россиянки Юлии Самойловой — платье-гору — и то, зритель увидел. По совпадению, аналогичную идею использовали сценографы оперной певицы из Эстонии.
Ну а самой России на празднике места не нашлось — и это тот редкий случай, когда никто не взялся оспаривать справедливость итогов голосования, включая саму артистку. Юлия Самойлова признала ошибки — но вина была не только на ней. Слишком странной, нехарактерной для современной Европы была идея стыдливо прятать девушку на инвалидной коляске за платье-гору. И недостаточной — проработка номера в целом.
Зато другой человек, за здоровье которого переживали все поклонники конкурса, — певец Сальвадор Собрал, переживший в декабре операцию по пересадке сердца, — впервые после нее вышел на сцену и исполнил ту самую песню Amar pelos Dois, которую год назад полюбила вся Европа. Причем спел дуэтом с известным бразильским композитором, певцом и политическим активистом Каэтано Велозу, на рубеже 1960-х-1970-х выступавшим против диктатуры, пережившим арест и изгнание.
Португалия в принципе впервые принимала «Евровидение» и, вне программы конкурса показала лучшее, что у нее есть (в самом-то конкурсе этого года страна-хозяйка умудрилась занять последнее место). Зрители увидели роскошные пейзажи разных регионов, где записывали свои клипы-презентации все участники, и услышали легендарные печальные песни фаду. На сцену вышли настоящие звезды этого искусства Ана Моура, выступавшая с Rolling Stones и Принсем, и Мариза, снимавшаяся в фильме «Фаду» знаменитого режиссера Карлоса Сауры.
Для Израиля нынешняя победа на «Евровидении» — четвертая за всю историю, причем однажды ему удалось выиграть два раза подряд. Правда, последний раз страна становилась лучшей в 1998-м, когда ее представляла небезызвестная певица-транссексуал Дана Интернейшнл с песней Diva. Этот трек потом много лет несся «из каждого утюга», в том и в России. С тех пор многое изменилось.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Монтаж аттракционов над непроглядной тьмой. Каким получился роман Яхиной об Эйзенштейне
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 19 марта 2025 - Марк Эйдельштейн подписал контракт с агентством, среди клиентов которого — Анжелина Джоли и другие звезды Голливуда
- 17 марта 2025 - «Музей не место отдыха для отставников». Союз музеев России выпустил манифест
- 14 марта 2025 - По «Земле Санникова» снимут новый фильм, сериал, сиквел и приквел
- 14 марта 2025 - Под Петербургом снимают сериал с Лизой Боярской «Тоннель» про финскую мафию
- 13 марта 2025 - Умерла композитор София Губайдулина
Статьи
-
18 марта 2025, 18:02Как отвлечь ребенка от гаджетов и провести с ним свободное время вне дома, интересно и с пользой? С ответом на помощь приходят культурные площадки, которые в каникулы готовы подхватить и малышей, и подростков, погрузив их в свои миры. «Фонтанка» собрала для вас лучшие фестивали и события, на которых каждый найдет что-нибудь по душе.
-
17 марта 2025, 11:2916 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?