Михаил Пиотровский: «У нас идет война памяти с Министерством культуры»

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал о конфликте музейщиков с министерством культуры по вопросу хранения информации об экспонатах. Глава Союза музеев России недоволен тем, что Минкульт намерен оставить лишь электронные версии документов. Сам Пиотровский считает такой метод хранения информации недостаточно надежным.
«У нас сейчас идет конкретная война памяти с Министерством культуры, связанная с цифровой экономикой, с каталогизацией музейных предметов, которая называется «Государственный каталог музейного фонда РФ, — пояснил Пиотровский. — Все заносится в компьютеры, и теперь там — единственный документ, а больше, говорят нам, «ничего не надо», потому что так хранить информацию — «современно». А мы активно сопротивляемся. У нас есть старые инвентари, которые и сами по себе ценны, а кроме того — они и есть главный и первый документ, который создавался, когда речь зашла о музее. А все цифровые штучки — лишь вспомогательны, потому что они исчезнут, а «рукописи не горят».
О разногласиях с чиновниками директор Эрмитажа рассказал в Петербурге во время открытого диалога с Михаилом Швыдким, занимающим должность специального представителя президента по международному культурному сотрудничеству. Темой их встречи было «Искусство и культура во время войны».
Раскрывая тезис о том, что каждая новая культура начинает уничтожать ту, на место которой приходит, Пиотровский привел в пример цифровизацию и искусственный интеллект. «А еще проще все переместить в компьютер — а потом «чик» — и нету, ничего не осталось», — предостерег глава Эрмитажа.
Также Михаил Пиотровский в негативном ключе высказался по поводу популярного лозунга «Можем повторить!», звучащего в последние годы в День Победы: «Во-первых, ничего не можем повторить, — оценил он. — А во-вторых, что повторить? Вот, смотрите, на снимках страшные разрушения наших пригородов, Гатчины, Новгорода, Пскова, Смоленска, а вот Дрезден. Всё это — дорога к победе, она входит в победоносную войну».
Михаил Швыдкой поддержал собеседника словами о том, что война — это «общечеловеческая катастрофа». «Вся история человечества — это история войн, — заявил спецпредставитель президента. — Про любое мирное время написано два абзаца, а потом начинается тридцатилетняя война, столетняя война, другие войны... Но война — противоестественное состояние человеческого общества. При этом, к сожалению, порой необычайно плодотворное для искусства».
«Фонтанка.ру»

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.