Михаил Пиотровский: «У нас идет война памяти с Министерством культуры»

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал о конфликте музейщиков с министерством культуры по вопросу хранения информации об экспонатах. Глава Союза музеев России недоволен тем, что Минкульт намерен оставить лишь электронные версии документов. Сам Пиотровский считает такой метод хранения информации недостаточно надежным.
«У нас сейчас идет конкретная война памяти с Министерством культуры, связанная с цифровой экономикой, с каталогизацией музейных предметов, которая называется «Государственный каталог музейного фонда РФ, — пояснил Пиотровский. — Все заносится в компьютеры, и теперь там — единственный документ, а больше, говорят нам, «ничего не надо», потому что так хранить информацию — «современно». А мы активно сопротивляемся. У нас есть старые инвентари, которые и сами по себе ценны, а кроме того — они и есть главный и первый документ, который создавался, когда речь зашла о музее. А все цифровые штучки — лишь вспомогательны, потому что они исчезнут, а «рукописи не горят».
О разногласиях с чиновниками директор Эрмитажа рассказал в Петербурге во время открытого диалога с Михаилом Швыдким, занимающим должность специального представителя президента по международному культурному сотрудничеству. Темой их встречи было «Искусство и культура во время войны».
Раскрывая тезис о том, что каждая новая культура начинает уничтожать ту, на место которой приходит, Пиотровский привел в пример цифровизацию и искусственный интеллект. «А еще проще все переместить в компьютер — а потом «чик» — и нету, ничего не осталось», — предостерег глава Эрмитажа.
Также Михаил Пиотровский в негативном ключе высказался по поводу популярного лозунга «Можем повторить!», звучащего в последние годы в День Победы: «Во-первых, ничего не можем повторить, — оценил он. — А во-вторых, что повторить? Вот, смотрите, на снимках страшные разрушения наших пригородов, Гатчины, Новгорода, Пскова, Смоленска, а вот Дрезден. Всё это — дорога к победе, она входит в победоносную войну».
Михаил Швыдкой поддержал собеседника словами о том, что война — это «общечеловеческая катастрофа». «Вся история человечества — это история войн, — заявил спецпредставитель президента. — Про любое мирное время написано два абзаца, а потом начинается тридцатилетняя война, столетняя война, другие войны... Но война — противоестественное состояние человеческого общества. При этом, к сожалению, порой необычайно плодотворное для искусства».
«Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36