«Онегину» сделали пластическую операцию
Отечественная опера номер один - непременный пункт репертуара любого уважающего себя оперного театра. Теперь петербуржцы имеют счастливую возможность выбирать из трех вариантов музыкального воплощения "энциклопедии русской жизни". К Мариинской и Михайловской интерпретациям добавился update одного из самых популярных спектаклей Санктъ-Петербургъ оперы, проведенный здешним худруком Юрием Александровым.
В Мариинском театре консервативный зритель наслаждается «правильной» постановкой Юрия Темирканова 1982 года. Михайловский театр предлагает продвинутому театралу скандальную премьеру этого сезона авторства известного сценического провокатора Андрия Жолдака. В театре же Юрия Александрова с 1993 года идет свой «Евгений Онегин» - пусть несколько купированный, но очень живой и по-чеховски тонкий и прозрачный. «Двадцать лет без изменений – это много!» - решил худрук Санктъ-Петербургъ опера и отправил оперу на пластическую операцию.
Решение о тайм-ауте для постановки кассы театра восприняли с недоумением: билеты на «Онегина» расходились, как горячие пирожки и безо всяких улучшений. Но, как признавался сам Юрий Александров, первоначальное сценическое решение с течением времени несколько потерялось в привычных декорациях – потерялось до степени раздражения со стороны постановщиков. Сказано – сделано. В результате завсегдатаи театра смогли лицезреть все ту же постановку, но изрядно помолодевшую, получившую больший простор в масштабированных декорациях и примерившую некоторые обновки.
Перед нами все тот же барский дом, перенесенный в условно-чеховские времена и те же пушкинские герои, ведущие размеренную и приятную дачную жизнь. Увеличенная декорация дома статична и не покидает сцену ни в одном эпизоде. Стены увиты ярко-зеленым плющом, который никуда не девается ни в летних картинах усадебного отдыха, ни во время снегопада, сопровождающего именины Татьяны. Создается эффект сна, в котором могут в любом порядке смешиваться времена года и места действия – но ведь в итоге и оказывается, что все происходящее - лишь грезы Татьяны.
Необычная новая деталь: оконные проемы занавешены материалом серебристо-ртутного цвета; занавеси динамичны и традиционно развеваются на вентиляторном ветру, сообщая положенный драматизм в нужные моменты. Новизна же состоит в том, что этот материал чудесным образом взаимодействует со светом софитов: Татьяна в разговоре с няней накануне сцены письма спрятана за окнами. Но когда световой поток направляется на нужное окно, и героиня подходит ближе, ткань становится прозрачной и Татьяна эффектно появляется пред взором зрителей как будто в некой ртутной капле. К сожалению, впечатление от первого возобновленного показа оказалось смазанным: один из софитов буквально слепил часть зрителей всю сцену письма Татьяны, немилосердно отражаясь в овальном зеркале бюро. Может статься, такова задумка – подобное испытываешь, пребывая на морском отдыхе, когда солнце играет на гребнях водной поверхности. Романтизм выражен ярко, но некоторые зрители, видимо, подверженные фотофобии, только к концу сцены смогли отнять руки, прикрывавшие их лица.
Из других картин, отвечающих за романтический стиль, отметим также отчаянный танец Татьяны: знаменитый полонез представлен как преображение уездной барышни в блистательную госпожу Ларину. И следует он аккурат за другой крайне необычно решенной сценой - знаменитой же дуэлью, в которой красный след лазерного прицела, мечется по телу Ленского, доживающего последние мгновения, а Татьяна лихорадочными движениями пытающется отогнать смертный огонек.
Нельзя не отметить и еще один примечательный факт: что-то случилось с дикцией артистов. Что-то хорошее. Не секрет, что далеко не весь текст любого музыкального спектакля звучит внятно – нередко приходится сожалеть об отсутствии титров к русской опере. Возобновленный же «Онегин» прозвучал на редкость отчетливо не только в переносном, но и в прямом смысле.
Не подвело и собственно пение. Свои партии замечательно провели Лариса Поминова (Ольга) и Николай Михальский (Гремин). Лирическое, но в то же время сильное сопрано Юлии Птицыной (Татьяна) на высоком градусе передало все эмоции, подразумеваемые партитурой оперы. Особенно сильными аплодисментами были вознаграждены исполнитель партии Онегина Дмитрий Уди и дирижер Роберт Лютер. Финальная овация была полностью в стиле Санктъ-Петербургъ опера: две минуты неистовых, изнуряющих рукоплесканий, которые стихли, как по указанию, только лишь опустился занавес – зрители не то, что торопливо покинули зал, но почти спешно эвакуировались. Любопытный театр, «своя» особая публика и замечательный странный и оригинальный «Онегин».
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Фото: Глеб Сомов
Колбаса из прошлого: Константин Хабенский переигрывает Александра Горбатова в экранизации «Авиатора»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 13 ноября 2025 - В Александринском театре — светская премьера фильма «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина
- 13 ноября 2025 - Мультсериалы «Даша-путешественница» и «Истории Черепашек-ниндзя» закроют
- 13 ноября 2025 - На ярмарке Nonfiction представят новый роман Проханова «Милый танк»
- 12 ноября 2025 - Начались съемки фильма «Истребители» о событиях 1991 года на крейсере «Адмирал Кузнецов»
- 11 ноября 2025 - Плюс — не помеха: «Новая Голландия» с выходных открывает каток
Статьи
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
07 ноября 2025, 16:14Эта осень богата интеллектуальными событиями: впервые на русском выходит отдельный роман Гюнтера Грасса, нобелиата, у которого на русском широко известен только «Жестяной барабан», и в нем Грасс от лица крысы обвиняет людей в конце света, художник театра говорит о поэтах, а литературный критик берется за биографию звезды искусствоведения. И это мы пока не увидели всего, что издатели традиционно пытаются успеть выпустить к зимней ярмарке non/fictio№
-
05 ноября 2025, 15:50
-
02 ноября 2025, 18:46