«Онегину» сделали пластическую операцию

Отечественная опера номер один - непременный пункт репертуара любого уважающего себя оперного театра. Теперь петербуржцы имеют счастливую возможность выбирать из трех вариантов музыкального воплощения "энциклопедии русской жизни". К Мариинской и Михайловской интерпретациям добавился update одного из самых популярных спектаклей Санктъ-Петербургъ оперы, проведенный здешним худруком Юрием Александровым.
В Мариинском театре консервативный зритель наслаждается «правильной» постановкой Юрия Темирканова 1982 года. Михайловский театр предлагает продвинутому театралу скандальную премьеру этого сезона авторства известного сценического провокатора Андрия Жолдака. В театре же Юрия Александрова с 1993 года идет свой «Евгений Онегин» - пусть несколько купированный, но очень живой и по-чеховски тонкий и прозрачный. «Двадцать лет без изменений – это много!» - решил худрук Санктъ-Петербургъ опера и отправил оперу на пластическую операцию.
Решение о тайм-ауте для постановки кассы театра восприняли с недоумением: билеты на «Онегина» расходились, как горячие пирожки и безо всяких улучшений. Но, как признавался сам Юрий Александров, первоначальное сценическое решение с течением времени несколько потерялось в привычных декорациях – потерялось до степени раздражения со стороны постановщиков. Сказано – сделано. В результате завсегдатаи театра смогли лицезреть все ту же постановку, но изрядно помолодевшую, получившую больший простор в масштабированных декорациях и примерившую некоторые обновки.
Перед нами все тот же барский дом, перенесенный в условно-чеховские времена и те же пушкинские герои, ведущие размеренную и приятную дачную жизнь. Увеличенная декорация дома статична и не покидает сцену ни в одном эпизоде. Стены увиты ярко-зеленым плющом, который никуда не девается ни в летних картинах усадебного отдыха, ни во время снегопада, сопровождающего именины Татьяны. Создается эффект сна, в котором могут в любом порядке смешиваться времена года и места действия – но ведь в итоге и оказывается, что все происходящее - лишь грезы Татьяны.
Необычная новая деталь: оконные проемы занавешены материалом серебристо-ртутного цвета; занавеси динамичны и традиционно развеваются на вентиляторном ветру, сообщая положенный драматизм в нужные моменты. Новизна же состоит в том, что этот материал чудесным образом взаимодействует со светом софитов: Татьяна в разговоре с няней накануне сцены письма спрятана за окнами. Но когда световой поток направляется на нужное окно, и героиня подходит ближе, ткань становится прозрачной и Татьяна эффектно появляется пред взором зрителей как будто в некой ртутной капле. К сожалению, впечатление от первого возобновленного показа оказалось смазанным: один из софитов буквально слепил часть зрителей всю сцену письма Татьяны, немилосердно отражаясь в овальном зеркале бюро. Может статься, такова задумка – подобное испытываешь, пребывая на морском отдыхе, когда солнце играет на гребнях водной поверхности. Романтизм выражен ярко, но некоторые зрители, видимо, подверженные фотофобии, только к концу сцены смогли отнять руки, прикрывавшие их лица.
Из других картин, отвечающих за романтический стиль, отметим также отчаянный танец Татьяны: знаменитый полонез представлен как преображение уездной барышни в блистательную госпожу Ларину. И следует он аккурат за другой крайне необычно решенной сценой - знаменитой же дуэлью, в которой красный след лазерного прицела, мечется по телу Ленского, доживающего последние мгновения, а Татьяна лихорадочными движениями пытающется отогнать смертный огонек.
Нельзя не отметить и еще один примечательный факт: что-то случилось с дикцией артистов. Что-то хорошее. Не секрет, что далеко не весь текст любого музыкального спектакля звучит внятно – нередко приходится сожалеть об отсутствии титров к русской опере. Возобновленный же «Онегин» прозвучал на редкость отчетливо не только в переносном, но и в прямом смысле.
Не подвело и собственно пение. Свои партии замечательно провели Лариса Поминова (Ольга) и Николай Михальский (Гремин). Лирическое, но в то же время сильное сопрано Юлии Птицыной (Татьяна) на высоком градусе передало все эмоции, подразумеваемые партитурой оперы. Особенно сильными аплодисментами были вознаграждены исполнитель партии Онегина Дмитрий Уди и дирижер Роберт Лютер. Финальная овация была полностью в стиле Санктъ-Петербургъ опера: две минуты неистовых, изнуряющих рукоплесканий, которые стихли, как по указанию, только лишь опустился занавес – зрители не то, что торопливо покинули зал, но почти спешно эвакуировались. Любопытный театр, «своя» особая публика и замечательный странный и оригинальный «Онегин».
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Фото: Глеб Сомов

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».