ЂЅатшеваї в ћариинке: €зык человеческой близости

14 июн€ 2013, 13:01
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ ћариинском театре прошел спектакль знаменитой израильской труппы современного танца «Ѕатшева». ≈е гастроли в нашей стране вписались в программу по меньшей мере четырех фестивалей: „еховского в ћоскве, ѕлатоновского в ¬оронеже, а в ѕетербурге сразу двух: ««везды белых ночей» и «ƒни “ель-јвива» в честь 65-лети€ государства »зраиль.

—озданна€ в 1964 году старани€ми баронессы Ѕат-Ўевы де –отшильд, эта труппа получила ее им€, которое, кстати, известно нам по Ѕиблии как ¬ирсави€ (так, собственно, баронесса и звалась до того, как в 1962 году поселилась в »зраиле). ¬ —Ўј, куда она в 1940 году бежала от нацистов, ¬ирсави€ де –отшильд дружила с родоначальницей американского танца-модерн ћартой √рэм, и именно ћарта помогла ей в создании танцевальной труппы в новой стране »зраиль. “ак что истоки у «Ѕат-Ўевы» мощные. ќднако на мировой уровень она вышла гораздо позже, а именно в 1990 году, когда ее возглавил ќад Ќаарин (именно так, как мне объ€снили, а не «ќхад Ќахарин», на самом деле произноситс€ его им€). ќн сейчас один из наиболее €рких и самобытных хореографов мира.

 ак танцовщик Ќаарин формировалс€ в труппе той же √рэм и еще у Ѕежара, но важней оказалс€ его собственный дар – дар хореографа, музыкальный дар и феноменальный дар понимани€, что такое движение и что такое тело. ќн разработал свой пластический €зык, назвав его «GaGa» – что значит и все, и ничего, как знаменитое «ƒада». “ело, говор€щее на этом €зыке, обладает гуттаперчевой эластичностью, способностью гнутьс€ в любом суставе и способностью с места и с беспримерной легкостью вступать в любое движение. ј также острейшим чувством ритма. –есурсы эти его артисты черпают не в анализе того, как они выгл€д€т со стороны, а в своих телесных ощущени€х: в репетиционных залах Ќаарина – никаких зеркал.

—пектакль «Deca Dance» придуман давно: в честь дес€тилети€ работы Ќаарина в «Ѕатшеве». Ћатинское Deca – дес€тилетие, английское Dance – танец, а вместе – декаданс, но это как раз не всерьез: Ќаарин €вно человек не пафосный. —пектакль составлен из фрагментов нескольких его работ; и образы в них разные – от спортсменов до буддийских монахов; и музыка разна€ – от ¬ивальди до пост-рока и загадочного композитора по имени ћаксим ¬аррат – говор€т, за этим именем скрываетс€ сам Ќаарин. ќднако «Deca Dance» – спектакль вполне цельный: возможно, благодар€ крепкому св€зующему в виде «GaGa».

ѕолукругом расставлены стуль€. ¬ черных костюмах, белоснежных рубашках и шл€пах, обликом напоминающие еврейских ортодоксов, артисты начинают танец на этих стуль€х под пасхальную песнь: «ќдин - кто это знает? Ёто € знаю: один – это Ѕог,  оторый на земле и на небе. … ƒва – это две —крижали завета, Ѕог,  оторый на земле и на небе…» и так до тринадцати; танцующие сами ее поют. “анец буйный, экстатический, он неверо€тно зар€жен, диапазон движений зашкаливает, артисты кажутс€ летающими по сцене – и все это не отрыва€сь от стульев, и все это с характерной еврейской интонацией пластики – впрочем, нигде не переход€щей в пр€мые цитаты.  ак и песн€, он основан на повторении фразы, котора€ с каждым разом длиннее. — каждым новым циклом по р€ду проходит волна: откидыва€сь назад, артисты сверкают €ркими п€тнами белоснежных рубашек. ѕотом с каждой волной мен€етс€ цветова€ гамма: сбрасывают пиджаки и швыр€ют их в воздух – было черное, стало белое; потом вверх, как брызги, взлетают ботинки: добавились розовые п€тна ступней. ѕотом серое: под рубашками серые майки.  акое главное ощущение? ∆изнь, неверо€тное ощущение жизни, мощь жизни: тела, живые до кончиков ногтей. ќбъем и воздух в каждом движении и чутка€ реакци€ на музыку. Ёто фрагмент из балета «јнафаза».

¬ спектакле есть также «Ѕолеро» –авел€.  азалось бы, после Ѕежара бесполезно братьс€ за эту вещь: оптимальна€ форма найдена, она срослась с этой музыкой, и здесь можно ставить точку. ќднако Ќаарин нашел новый, другой эквивалент этой музыке. Ќе крещендо (нарастающий транс Ќаарин использовал как раз в «јнафазе»), а м€гкий женский дуэт, основанный не на мощи, а на цепкой виртуозности хореографа и его артистов. ƒве танцовщицы в «маленьких черных плать€х», похожие на модных девиц с вечеринки, игра€ с синхронным движением, выдают блистательное нааринское осмысление партитуры. ƒь€вольска€ музыкальность Ќаарина последовательно проводит нас по всем сло€м равелевских ритмов, демонстриру€, сколько градаций в завораживающе однообразной поступи «Ѕолеро». ќстра€ и хрупка€ хореографи€ точна, как часовой механизм. јссоциаци€ не случайна: одна из настойчивых тем – долгое вращение рукой от локт€.

ѕосле –авел€ вс€ труппа вновь высыпает на сцену в костюмах «јнафазы». ќни спускаютс€ в зал, идут по проходам и, всматрива€сь в лица, выдергивают зрителей, каждый по одному, и ведут на сцену. » тут происходит неверо€тное. «рители свободно вт€гиваютс€ в их танец. √радус драйва такой, что они все – мужчины, женщины, тонкие, толстые, – любые, все включаютс€, все припл€сывают р€дом с виртуозами «Ѕатшевы». ∆енщины пр€мо на сцене сбрасывают нар€дные туфли на каблуках и скачут босиком. ¬ысокий д€дька хватает партнершу-танцовщицу на руки. » все – все! – выгл€д€т на сцене органично: и когда артисты просто подтанцовывают, и когда синхронно выделывают около них головокружительные па. ѕросто в мизансцене возникают два сло€: прочна€ черна€ канва (р€ды артистов), по которой разбросаны, как цветы вышивки, разнокалиберные фигуры людей из зала. Ќе понимаю, как это сделано, но те, кто попал в поле танца артистов «Ѕатшевы», стали его частью. ѕотом зрители возвращаютс€ на места, и только одна пара тихо танцует, обн€вшись: артист «Ѕатшевы» с седой, очень пожилой дамой, котора€ выгл€дит абсолютно счастливой. Ќеужели это наша соотечественница так свободна на сцене ћариинки среди артистов в черных шл€пах? ≈сли так, то они действительно волшебники, и умеют сделать танец универсальным способом жизни. ќт этого интерактивного действа, от его небывалости и его очевидности мен€ тоже захватило острое чувство счасть€.

“ак что Ќаарин – это не только хореографи€. ћы же видели фрагмент его балета «ћах» на гастрол€х труппы из „икаго: т€желовесный, с долей абсурда, вызывающий тоскливый позывом искать в нем суровые смыслы. ј тут он же – легкое, остроумное, виртуозное действо, где угадываютс€ спортсмены с футболом и баскетболом, хот€ нет ни грана иллюстративности: образ создан через нюансы, так, как у мимов, только в танце.

“о есть, по Ќаарину, танец – это €зык человеческой близости, свободный и гор€чий. ¬от так-то.

»нна —кл€ревска€, "‘онтанка.ру"

Ђћы вновь тратим уже потраченноеї. ќ чем новый роман ¬иктора ѕелевина

¬ издательство ЂЁксмої вышел двадцатый роман ¬иктора ѕелевина Ђѕутешествие в Ёлевсинї. Ђ‘онтанкаї ознакомилась и делитс€ впечатлени€ми.

—татьи

>