Петербург «Ленфильма»: Чапаев из Парголово и беспризорники в педагогическом

На этой неделе «Ленфильм» отмечает 100-летие создания Петроградского кинокомитета. Долгое время дата считалась днем рождения петербургской фабрики грез. «Фонтанка» вспоминает культовые фильмы киностудии и рассказывает, где в Ленинграде, притворившемся Москвой, стояла телефонная будка старика Хоттабыча, а где бурлила ночная жизнь Сан-Франциско. А шеф «Ленфильма» Эдуард Пичугин объясняет, сколько надо снять фильмов, чтобы одной картине остаться в вечности.

1. Легендарный «Чапаев», с которого бренд «Ленфильма» и начался, вышел на экраны в 1934-ом и стал самым любимым фильмом отечественных зрителей на десятилетия. Картину, получившую первую премию на I Московском кинофестивале, где председателем жюри был Сергей Эйзенштейн, братья Васильевы снимали преимущественно на Волге — но не целиком. Так, по воспоминаниям Бориса Бабочкина, сыгравшего Василия Чапаева, одну из сцен сняли в Парголово — далековато от Урала, где происходили события. Речь — об эпизоде, где Петька на пруду наставляет ружье на рыбачащего денщика царского полковника. А тот, выйдя из воды и убедившись, что вооруженное сопротивление невозможно, рассказывает: «Митька, брат, помирает, ухи просит»:

 



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

2. Еще один образец ленфильмовской классики — «Небесный тихоход», снятый в конце Великой Отечественной по приказу свыше подготовить «веселый, радостный фильм». Картина, в которой главную роль исполнил Николай Крючков, — о летчиках и о любви. География не имеет особого значения. Однако если обратить внимание, где трое друзей поют песенку «Первым делом — самолеты», на заднем плане можно заметить Елагиноостровский дворец. Съемки проходили на Каменном острове.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

 3. Фильм режиссера Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», вышедший на советские экраны в 1967 году, — о приключениях юного писаря Алеши Бычкова, в первые послереволюционные годы наводившего порядок в отдаленных краях родной земли. В Ленинграде персонаж Михаила Кононова, сам того не ведая, оказался по воле кинематографистов. Здесь, на проспекте Майорова, ныне — Вознесенском, у дома 44-46, их усилиями раскинулся Сан-Франциско. Среди неоновых вывесок и гуляющей толпы с помощью хитроумной машинки для чистки обуви Алеша сбегает от бывшего царского таможенника Храмова.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

 4. Советская сказка «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, снятая режиссером Геннадием Казанским в 1956 году, тоже сохранила виды Ленинграда — в особенности Петроградской стороны, до крайности популярной у кинематографистов, что неудивительно с учетом «прописки» «Ленфильма». По сюжету, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб прокатил Вольку на ковре-самолете из Москвы в Индию и на Черное море. Но только создатели ленты знают, что этим джинн не ограничился: он сумел забросить мальчика и в город на Неве, да непосредственно к ее берегу, а именно — на Троицкую площадь (в ту пору — площадь Революции). Там стояли телефонные будки — включая «телепортированную» Хоттабычем. Кроме того, герои появились на улице Куйбышева, в районе Черной речки и даже на стадионе имени Кирова.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

5. Воспитательная мелодрама «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953) по сценарию Агнии Барто тоже рассказывала историю, происходившую в Москве и в общем ставшую гимном гостеприимству москвичей. Но некоторые сцены Анатолий Граник снял в Ленинграде. Фантазия не увела режиссера далеко от «Ленфильма» — так, в конце картины видно, что главный герой живет на Кировском (Каменоостровском) проспекте, в доме 25 сталинской архитектуры.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

6. Каменноостровский проспект появился и в фильме 1964 года «Зайчик» — режиссерском дебюте актера Леонида Быкова. Фильм о робком театральном гримере, услышавшем смертельный диагноз и изменившем свою жизнь, запечатлел многие виды Ленинграда такими, какими их не помнит уже два поколения петербуржцев. В частности, гуляя по городу, герой оказывается у памятника «Стерегущему» и смотрит, как по нему течет вода. Дело в том, что памятник первоначально был фонтаном — в этом и был замысел скульптора Изенберга, изобразившего матросов, в соответствии с легендой, открывающими кингстоны. На самом деле на «Стерегущем» кингстонов не было, но воду убрали не из-за этого: просто она разрушала монумент, и водопроводную систему в 1970 году демонтировали. Так что фильм остался единственной возможностью увидеть изваяние таким, каким оно было задумано.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/Andrew Butko, СС 2.0, Wikipedia

7. Фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД», рассказывавший о жизни учащихся Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского, снимался в 1966 году. Причем роль этой самой школы по большей части сыграло здание факультета иностранных языков нынешнего РГПУ им. Герцена, стоящее в глубине территории университетского комплекса. В грязные дворики, где резвилась шпана, по воспоминаниям оператора Дмитрия Долинина, съемочная бригада проходила с Гороховой улицы. Впрочем, сейчас эти места выглядят настолько опрятнее, что даже студенты и выпускники вуза не узнают их в кадре.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

8. Едва ли не лучшей открыткой города времен 1950-х стал фильм «Улица полна неожиданностей», снятый Сергеем Сиделевым в 1957 году. Герой Леонида Харитонова — милиционер — патрулирует Невский проспект, помогает поймать нарушителей порядка в Римских фонтанах Петергофа и, наконец, задерживает грабителя, улепетывающего с наполненным деньгами портфелем кассира Воднева. Банк, в котором кассир забирает деньги, снимали в реальном здании банка — доме №15 по Большой Морской (тогда — Герцена). Но всего через минуту преследователи нападают на Воднева … в Графском переулке (тогда —Пролетарском), между улицей Рубинштейна и Владимирским — так сказать, с видом на Театр имени Ленсовета. Кстати, этот фильм примечателен еще одним кадром в самом начале ленты: при задержании правонарушителей, влезших в будку постовых, одним из свидетелей оказывается Сергей Юрский — для которого это первое появление на киноэкране: его фамилия даже не значится в титрах.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

9. Фильм «Приключения Шерлока Холмса» снимался во многих знаменитых Ленинграда. Хорошо известно, что в «Сокровищах Агры» Игорь Масленников снял в качестве дома Ирэн Адлер печально известную градозащитникам Дачу Гаусвальд на Каменном острове. Кроме того, в картине снимались Толстовский дом (в нем же потом будет жить героиня фильма «Зимняя вишня»), дача Великого князя Бориса Владимировича (дом Рональда Адэра), дворец «Коттедж» в парке Александрия в Петергофе (Дом Милвертона) и многие другие, на самом деле, известные достопримечательности.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

10. Еще раз Петербург играл Москву в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005). На одной из самых кинематографических и узких в Петербурге улиц — Репина на Васильевском острове — Мастер (Александр Галибин) встретил Маргариту (Анна Ковальчук), державшую в руках «отвратительные, тревожные желтые цветы». А «нехорошая квартира», под конец полыхавшая в огне, разместилась в еще одном знаменитом среди работников киноиндустрии здании — доходном доме Полежаева на Старорусской улице. 



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Фонтанка» спросила у генерального директора «Киностудии Ленфильм» Эдуарда Пичугина, отчего сегодня труднее делать кино, равное тому, что уже стало классикой. Шеф петербургской киностудии возразил: «Наоборот — легче». Но добавил, что есть закон перехода количества в качество, и объяснил:

— Если сценарием все выверено, то сейчас огромные траты на макеты не нужны. Все делает компьютерная графика. Самое главное — о пленке все забыли. Пленка, особенно черно-белая, требовала серебра, была чрезвычайно накладна для народного хозяйства. Все в метраже пленки и считалось. В том числе и брак. А цифра все выдержит. Тогда в день снималось полторы-две минуты. А сейчас — пять-семь. К тому же, монтаж идет уже прямо на площадке. Режиссеру сразу все видно.

С другой стороны цифра дает изображение совсем другого уровня. Раньше никто бы не задумывался прорисовывать мелочи, например, трещины на стене, а теперь виден корешок каждой книжки на заднем плане. Отсюда большие траты на костюмера и бутафорию. Диалектика. Все же один уровень технологий мало что значит. Как один ингредиент в салате.

Начнем с того, что самое важное и дешевое в кино — это сценарий. То есть чертеж. А хороших сценаристов очень мало. Мы же должны разговаривать со зрителем на современном языке, даже тогда когда снимаем классику. Если же посмотреть на проблему предельно объемно, то есть у нас такой термин — «коэффициент зрительского успеха». Я даже не знаю, кто его придумал. Это своего рода профессиональный сленг, аналог КПД. Он равен восьми процентам.

То есть надо снять сто фильмов, чтобы восемь стали успешны, а уже в успешном может появиться вечное. Это правило работает везде. И в США, и в Болливуде, и в Китае. Мы помним великие фильмы и вроде правильно говорим, мол, «богатыри, не вы». При этом забывая, сколько фильмов мы не помним. Сколько шлака было. Если статистически, то вы мне про «Гамлета», а я посижу немного в архиве и назову еще десять фильмов того года, о которых вы и не слышали. А посмотрите, то и слышать не захотите. За всю историю «Ленфильм» снял более 1500 картин, а на телевидение в новейшее время мы продали 126 советских фильмов. Вот вам эти 8 процентов.

Тоже самое и в Америке. Зайдите на сайт крупного кинотеатра в Нью-Йорке, и вы насладитесь названиями, что вам ни о чем не скажут. Другое дело, что там в год снимают до 800 картин, а у нас, как мы знаем, поменьше. Значит, и кассовых у них будет побольше. А последние пять лет, а это время можно назвать послекризисное, зритель бережнее относится к кошельку. Вроде бы кино — это развлечение, но экономика говорит, что россиянин больше покупает даже шоколада, чем билетов в кинотеатры, которых у нас, прямо скажем, маловато. Сегодня зрителя надо бомбардировать рекламой.

А самая эффективная — на федеральных телеканалах. То есть дорого. Если хочешь, чтобы народ повалил — выложи миллионов сто рублей. Сопоставимую с производством картины сумму. Это вкратце.

Редакция благодарит историка кино и эксперта «Ленфильма» Александра Позднякова за помощь в подготовке материала.

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>