Петербург «Ленфильма»: Чапаев из Парголово и беспризорники в педагогическом

На этой неделе «Ленфильм» отмечает 100-летие создания Петроградского кинокомитета. Долгое время дата считалась днем рождения петербургской фабрики грез. «Фонтанка» вспоминает культовые фильмы киностудии и рассказывает, где в Ленинграде, притворившемся Москвой, стояла телефонная будка старика Хоттабыча, а где бурлила ночная жизнь Сан-Франциско. А шеф «Ленфильма» Эдуард Пичугин объясняет, сколько надо снять фильмов, чтобы одной картине остаться в вечности.

1. Легендарный «Чапаев», с которого бренд «Ленфильма» и начался, вышел на экраны в 1934-ом и стал самым любимым фильмом отечественных зрителей на десятилетия. Картину, получившую первую премию на I Московском кинофестивале, где председателем жюри был Сергей Эйзенштейн, братья Васильевы снимали преимущественно на Волге — но не целиком. Так, по воспоминаниям Бориса Бабочкина, сыгравшего Василия Чапаева, одну из сцен сняли в Парголово — далековато от Урала, где происходили события. Речь — об эпизоде, где Петька на пруду наставляет ружье на рыбачащего денщика царского полковника. А тот, выйдя из воды и убедившись, что вооруженное сопротивление невозможно, рассказывает: «Митька, брат, помирает, ухи просит»:

 



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

2. Еще один образец ленфильмовской классики — «Небесный тихоход», снятый в конце Великой Отечественной по приказу свыше подготовить «веселый, радостный фильм». Картина, в которой главную роль исполнил Николай Крючков, — о летчиках и о любви. География не имеет особого значения. Однако если обратить внимание, где трое друзей поют песенку «Первым делом — самолеты», на заднем плане можно заметить Елагиноостровский дворец. Съемки проходили на Каменном острове.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

 3. Фильм режиссера Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», вышедший на советские экраны в 1967 году, — о приключениях юного писаря Алеши Бычкова, в первые послереволюционные годы наводившего порядок в отдаленных краях родной земли. В Ленинграде персонаж Михаила Кононова, сам того не ведая, оказался по воле кинематографистов. Здесь, на проспекте Майорова, ныне — Вознесенском, у дома 44-46, их усилиями раскинулся Сан-Франциско. Среди неоновых вывесок и гуляющей толпы с помощью хитроумной машинки для чистки обуви Алеша сбегает от бывшего царского таможенника Храмова.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

 4. Советская сказка «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, снятая режиссером Геннадием Казанским в 1956 году, тоже сохранила виды Ленинграда — в особенности Петроградской стороны, до крайности популярной у кинематографистов, что неудивительно с учетом «прописки» «Ленфильма». По сюжету, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб прокатил Вольку на ковре-самолете из Москвы в Индию и на Черное море. Но только создатели ленты знают, что этим джинн не ограничился: он сумел забросить мальчика и в город на Неве, да непосредственно к ее берегу, а именно — на Троицкую площадь (в ту пору — площадь Революции). Там стояли телефонные будки — включая «телепортированную» Хоттабычем. Кроме того, герои появились на улице Куйбышева, в районе Черной речки и даже на стадионе имени Кирова.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

5. Воспитательная мелодрама «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953) по сценарию Агнии Барто тоже рассказывала историю, происходившую в Москве и в общем ставшую гимном гостеприимству москвичей. Но некоторые сцены Анатолий Граник снял в Ленинграде. Фантазия не увела режиссера далеко от «Ленфильма» — так, в конце картины видно, что главный герой живет на Кировском (Каменоостровском) проспекте, в доме 25 сталинской архитектуры.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

6. Каменноостровский проспект появился и в фильме 1964 года «Зайчик» — режиссерском дебюте актера Леонида Быкова. Фильм о робком театральном гримере, услышавшем смертельный диагноз и изменившем свою жизнь, запечатлел многие виды Ленинграда такими, какими их не помнит уже два поколения петербуржцев. В частности, гуляя по городу, герой оказывается у памятника «Стерегущему» и смотрит, как по нему течет вода. Дело в том, что памятник первоначально был фонтаном — в этом и был замысел скульптора Изенберга, изобразившего матросов, в соответствии с легендой, открывающими кингстоны. На самом деле на «Стерегущем» кингстонов не было, но воду убрали не из-за этого: просто она разрушала монумент, и водопроводную систему в 1970 году демонтировали. Так что фильм остался единственной возможностью увидеть изваяние таким, каким оно было задумано.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/Andrew Butko, СС 2.0, Wikipedia

7. Фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД», рассказывавший о жизни учащихся Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского, снимался в 1966 году. Причем роль этой самой школы по большей части сыграло здание факультета иностранных языков нынешнего РГПУ им. Герцена, стоящее в глубине территории университетского комплекса. В грязные дворики, где резвилась шпана, по воспоминаниям оператора Дмитрия Долинина, съемочная бригада проходила с Гороховой улицы. Впрочем, сейчас эти места выглядят настолько опрятнее, что даже студенты и выпускники вуза не узнают их в кадре.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

8. Едва ли не лучшей открыткой города времен 1950-х стал фильм «Улица полна неожиданностей», снятый Сергеем Сиделевым в 1957 году. Герой Леонида Харитонова — милиционер — патрулирует Невский проспект, помогает поймать нарушителей порядка в Римских фонтанах Петергофа и, наконец, задерживает грабителя, улепетывающего с наполненным деньгами портфелем кассира Воднева. Банк, в котором кассир забирает деньги, снимали в реальном здании банка — доме №15 по Большой Морской (тогда — Герцена). Но всего через минуту преследователи нападают на Воднева … в Графском переулке (тогда —Пролетарском), между улицей Рубинштейна и Владимирским — так сказать, с видом на Театр имени Ленсовета. Кстати, этот фильм примечателен еще одним кадром в самом начале ленты: при задержании правонарушителей, влезших в будку постовых, одним из свидетелей оказывается Сергей Юрский — для которого это первое появление на киноэкране: его фамилия даже не значится в титрах.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

9. Фильм «Приключения Шерлока Холмса» снимался во многих знаменитых Ленинграда. Хорошо известно, что в «Сокровищах Агры» Игорь Масленников снял в качестве дома Ирэн Адлер печально известную градозащитникам Дачу Гаусвальд на Каменном острове. Кроме того, в картине снимались Толстовский дом (в нем же потом будет жить героиня фильма «Зимняя вишня»), дача Великого князя Бориса Владимировича (дом Рональда Адэра), дворец «Коттедж» в парке Александрия в Петергофе (Дом Милвертона) и многие другие, на самом деле, известные достопримечательности.



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

10. Еще раз Петербург играл Москву в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005). На одной из самых кинематографических и узких в Петербурге улиц — Репина на Васильевском острове — Мастер (Александр Галибин) встретил Маргариту (Анна Ковальчук), державшую в руках «отвратительные, тревожные желтые цветы». А «нехорошая квартира», под конец полыхавшая в огне, разместилась в еще одном знаменитом среди работников киноиндустрии здании — доходном доме Полежаева на Старорусской улице. 



Фото: Коллаж: кадр из фильма/скриншот сервиса Яндекс.Карты

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Фонтанка» спросила у генерального директора «Киностудии Ленфильм» Эдуарда Пичугина, отчего сегодня труднее делать кино, равное тому, что уже стало классикой. Шеф петербургской киностудии возразил: «Наоборот — легче». Но добавил, что есть закон перехода количества в качество, и объяснил:

— Если сценарием все выверено, то сейчас огромные траты на макеты не нужны. Все делает компьютерная графика. Самое главное — о пленке все забыли. Пленка, особенно черно-белая, требовала серебра, была чрезвычайно накладна для народного хозяйства. Все в метраже пленки и считалось. В том числе и брак. А цифра все выдержит. Тогда в день снималось полторы-две минуты. А сейчас — пять-семь. К тому же, монтаж идет уже прямо на площадке. Режиссеру сразу все видно.

С другой стороны цифра дает изображение совсем другого уровня. Раньше никто бы не задумывался прорисовывать мелочи, например, трещины на стене, а теперь виден корешок каждой книжки на заднем плане. Отсюда большие траты на костюмера и бутафорию. Диалектика. Все же один уровень технологий мало что значит. Как один ингредиент в салате.

Начнем с того, что самое важное и дешевое в кино — это сценарий. То есть чертеж. А хороших сценаристов очень мало. Мы же должны разговаривать со зрителем на современном языке, даже тогда когда снимаем классику. Если же посмотреть на проблему предельно объемно, то есть у нас такой термин — «коэффициент зрительского успеха». Я даже не знаю, кто его придумал. Это своего рода профессиональный сленг, аналог КПД. Он равен восьми процентам.

То есть надо снять сто фильмов, чтобы восемь стали успешны, а уже в успешном может появиться вечное. Это правило работает везде. И в США, и в Болливуде, и в Китае. Мы помним великие фильмы и вроде правильно говорим, мол, «богатыри, не вы». При этом забывая, сколько фильмов мы не помним. Сколько шлака было. Если статистически, то вы мне про «Гамлета», а я посижу немного в архиве и назову еще десять фильмов того года, о которых вы и не слышали. А посмотрите, то и слышать не захотите. За всю историю «Ленфильм» снял более 1500 картин, а на телевидение в новейшее время мы продали 126 советских фильмов. Вот вам эти 8 процентов.

Тоже самое и в Америке. Зайдите на сайт крупного кинотеатра в Нью-Йорке, и вы насладитесь названиями, что вам ни о чем не скажут. Другое дело, что там в год снимают до 800 картин, а у нас, как мы знаем, поменьше. Значит, и кассовых у них будет побольше. А последние пять лет, а это время можно назвать послекризисное, зритель бережнее относится к кошельку. Вроде бы кино — это развлечение, но экономика говорит, что россиянин больше покупает даже шоколада, чем билетов в кинотеатры, которых у нас, прямо скажем, маловато. Сегодня зрителя надо бомбардировать рекламой.

А самая эффективная — на федеральных телеканалах. То есть дорого. Если хочешь, чтобы народ повалил — выложи миллионов сто рублей. Сопоставимую с производством картины сумму. Это вкратце.

Редакция благодарит историка кино и эксперта «Ленфильма» Александра Позднякова за помощь в подготовке материала.

Драматург, рыцарь, один из символов британского театра — кем был ушедший Том Стоппард

Том Стоппард (Томаш Штраусслер при рождении), британский драматург, умер 29 ноября 2025 года. Весь мир пытается осмыслить потерю, вспоминает его работы. Так кем же он был и что привнес в мир?

Статьи

>