Татьяна Васильева: "Подумала, это розыгрыш, узнав, что Путин дал мне Орден Почета.."

08 июня 2013, 14:07
Версия для печати Версия для печати

Народная артистка РФ, легенда советского театра и кино, новоиспеченный орденосец (весной Путин наградил ее Орденом Почета), в последние годы не играет в академических театрах, не снимается у знаменитых режиссеров. Васильева нынче занята в антрепризных проектах, появляется в сериалах, о чем нисколько не жалеет. Выходит на сцену почти каждый вечер, выбирает сама и проекты, и партнеров. Порой столь неоднозначных, как едкий острослов-блогер Стас Садальский, с которым Васильева приехала в Петербург, чтобы сыграть спектакль-творческий вечер «Голая правда». Несколько дней спустя после премьеры Татьяна Григорьевна ответила на вопросы Фонтанки…

- Татьяна Григорьевна, на сцене Стас Садальский не жалеет комплиментов в ваш адрес и в какой-то момент упоенно говорит, что вы кавалер Ордена Ленина… Услышав это, я решил уточнить в поисковиках, имеется ли у вас Орден Ленина? А вдруг Садальский не пошутил!? Ничего такого, естественно, не нашел. Посмеялся, а буквально через 15 минут по ленте новостей пришло сообщение: Путин наградил Васильеву орденом! Все сошлось - только вас наградили Орденом Почета…

- Я злая, в пробке застряла, на спектакль опаздываю, и тут звонок: «Это журналист из такой-то газеты… Татьяна Григорьевна, что вы сейчас чувствуете?» - «А что я должна чувствовать, опаздывая на спектакль?!» - «Что вы чувствуете, получив орден?» Я бросила трубку! Опять звонок, опять про орден. Говорю: «Это какая-то ошибка! Есть девятьсот Васильевых, вот им и звоните!» Только с третьего раза меня заставили поверить, что это не розыгрыш.

- Расскажите, а как получают высокие государственные награды артисты негосударственных театров?

- Понятия не имею. Не знаю даже, кто меня выдвигал. Я в этом не разбираюсь, не участвую, никуда не хожу. И, как вы правильно заметили, в театре, можно сказать, не работаю. Поэтому мне самой очень интересно, каким чудом мне дали орден. Я была уверена, что вообще выпала из обоймы получающих награды, звания, премии. Знаю только, что у меня сегодня, завтра вечером спектакль -- и так каждый день. Больше ничего не знаю! И чего это они про меня вспомнили – загадка! Юбилей ведь у меня был больше года назад…

- Вот награда и нашла героиню! Будут какие-то льготы…

- Не смешите! Если бы хоть что-то это значило, все мои звания, награды… Ничего не прибавили. Спасибо, хоть не убавили!

- Ваша «Голая правда» - это какое-то новое слово в популярном нынче жанре творческого вечера. Во-первых, это творческий вечер на двоих – ваш и Стаса Садальского. Во-вторых, вы ушли из занудных актерских воспоминаний и ответов на однообразные вопросы-записки зрителей («Есть ли у вас любимая роль?», «Какие ваши творческие планы?» и так далее). В вашей же «Голой правде» документальные воспоминания и монологи вплетены во фрагменты из спектаклей, в художественную форму…

- Это действительно новое слово. Просто мы не так давно начали играть «Голую правду» и еще не очень внятно произносим это новое слово. Но спектакль растет, меняется к лучшему. Хороший спектакль со временем сам раскрывается такими гранями, о которых ни режиссер, ни актеры порой даже не задумывались. Мне кажется, с «Голой правдой» будет именно так. Так что осенью мы привезем в Петербург версию дополненную и улучшенную.

Этот спектакль для меня совсем не легкая прогулка. Если я или Стас не нащупаем правильного состояния, то играем просто на грани провала. А если «пошло-поехало», нас невозможно остановить! Играем «Голую правду» по три, по четыре часа, а могли бы и по пять. Сейчас добавили клоунаду (в Петербурге к Васильевой и Садальскому присоединился "лицедей" Леонид Лейкин, и, надев красные носы, на троих они разыграли замечательные два-три номера. – прим. авт.). Нам и костюмы клоунские шьют (буквально несколько минут спустя на мобильник Васильевой позвонили: «Купили галифе-ботинки для клоунады!». – прим. авт.). Уже сейчас мы много поем в «Голой правде», танцуем. Думаю, появятся и другие жанры. Это увлекательное занятие, а традиционный творческий вечер мне неинтересен…

- Почему же? Я был на таком вашем творческом вечере в Концертном зале у Финляндского, и вы там тоже были очень органичны со своими рассказами, показом фрагментов фильмов, ответами на записки. Одно другому не мешает!

- Да, это полноправный жанр, но, как правило, скучный! Душат одни и те же вопросы. Хоть и стараешься импровизировать, но как можно дать сто разных ответов на один и тот же вопрос?! Возьмешь в руки записки, и сразу пропадает настроение. А если нет настроения, драйва, какой смысл этим заниматься?.. И вот Стас однажды появился на моем творческом вечере, у нас все так легко, смешно пошло, он провоцировал меня на какие-то откровения, сам предлагал темы для разговора, мы тут же сыграли что-то вместе. И неожиданно получилось шоу! Нас не отпускали, да нам самим понравилось, и мы решили продолжать. Пригласили режиссера Владимира Устюгова (по замечанию острослова Садальского, невероятно похожего внешне не больше, не меньше на Эйзенштейна!), чтобы помочь выстроить эту историю. Но, по сути, все придумали мы. Получился спектакль, который еще и несет информацию о каких-то исторических моментах из актерской жизни моей и Стаса, моментов, которые могут уйти в никуда. Мы же рассказываем не только про себя любимых, а еще и про других актеров, режиссеров, про огромный период жизни многих-многих людей. И эти фрагменты постоянно меняются, обновляются. Но не нагружаем зал, а еще и играем какие-то фрагменты… Думаю, на эту историю найдется свой зритель – те, кто приходит в антрепризный театр не просто посмеяться, а еще и что-то узнать…

- В последние годы вы творчески сблизились со Станиславом Юрьевичем Садальским, заслуженным артистом РФ, народным артистом Грузии и Чувашии, чье имя и чьи поступки вызывают полярные оценки не только в мире театра, но и у самых разных людей (Садальский – еще и популярный блогер, чей ЖЖ посещают 150 тысяч пользователей ежедневно)… А вы его, я так понимаю, приняли всей душой! Это легко произошло?

- Очень нелегко, не с первого раза. Мы с ним дважды очень сильно ссорились – навсегда! А потом нас снова судьба сводила, и я поняла, что с ним мне тоже надо как-то иначе себя вести. Есть ситуации, в которых я могу ему уступить, не задумываясь о том, что это против каких-то моих убеждений, – просто сделать это! Не думая, что я себя этим иногда даже унижаю. Все мои эмоции на эту тему я закрыла – их нет!.. И в ответ я получила совершенно другой уровень отношений. Я получила человека очень преданного, щедрого, талантливого, интересного, умного. Уж он как скажет, так припечатает! Скажет мне: «Этот спектакль ты не должна играть!»  -- это я так мягко выражаюсь. И я буду мучаться, но после его слов внутренне понимаю, что от спектакля откажусь. Или про какого-нибудь человека скажет два слова, дав убийственно точную характеристику, но справедливую. Можно даже не ввязываться в новый проект, не общаться с этим человеком, ожидая, пока предсказания Стаса сбудутся. А они точно сбудутся - у него потрясающая интуиция.

Да, он капризный, в нем много всего намешано... Зато позволяет себе говорить то, что думает!

- Какое ценное качество!

- Я не знаю, что это за качество, потому что я бы так не смогла. Мне всех жалко… Но мы ведь разную жизнь с ним прожили. Он как человек, которого один раз в детстве сильно обидели, и для того, чтобы на него еще раз не успели обидеть, он нападает первым. Мне кажется, здесь заложен корень его характера. Но когдя я это поняла, мне он стал совсем не страшен. Хотя я с ним прошла очень тяжелые моменты. В последнее время я редко плачу, но, боже, как я плакала во время наших стычек… Вот говорят: не ходи второй раз туда же! А я аж третий пошла! И теперь у нас такие отношения!..

Я скучаю по нему, мне его недостает. Думаю, ему меня тоже. Но посторонние люди, конечно, в шоке от него! А вот у тех, кто его знает, кто прошел с ними через года, – такая же реакция на слова Стаса, точней, никакой реакции. Мы знаем, что он успокоится через пять минут, надо просто переждать момент. После истории со Стасом я сделала вывод на всю оставшуюся жизнь: проще всего войти в конфликт, человека отсечь, но намного трудней постараться сохранить человека. И я сохранила не только друга, но и партнера. Стас – шикарный партнер. Так своих партнерш нынче никто не любит. Мужчины в театре перевелись. Партнеры на сцене – в основном, не мужчины. Они всегда лезут вперед, идут по нашим ногам – мы с этим уже смирились. А Стас другой… Он – сзади, всех своих партнерш боготворит. Мы все от Стаса подарки постоянно получаем. Он ни про кого из партнерш, даже если уже не играет, не хочет слышать никаких дурных слов.

- Зато мы теперь знаем обо всех шагах Татьяны Васильевой, и даже смотрим фото – в своем блоге Стас подробнейшим образом опишет и заснимет, кто в ресторан на ваш день рождения пришел (первый, второй муж, дети, родственники), как там себя в соседнем зале повел Никас Сафронов, который был вашим мимолетным бойфрендом, и прочее. Скажите, вам нужны все эти заморочки?

- От Стаса не скроешься, не уйдешь, у него такой острый глаз. Помимо того, что он артист очень хороший, он еще и талантливый журналист. Он журналюга! Для него какая-то новость, которую он откопал, услышал – огромное приобретение. Тут же бежит, все публикует, порой даже не понимая, что именно случилось… Мне многие говорят: как ты это терпишь, твои закулисные фотографии заполонили интернет! А меня спасает, что я ничего этого не вижу, не знаю, у меня нет компьютера. И тем, кто удивляется: «Как ты можешь?» -- я отвечаю: «Я не знаю, о чем вы говорите. Мне по фигу!» Я могу лишь надеяться, что теперь уже Стас мне ничего плохого не сделает.

- С кем поведешь, от того и наберешься… Вы теперь тоже политически и общественно активный член общества? Ваши спектакли после некоторых высказываний Стаса в адрес нерадивых губернаторов во время гастролей больше туда уже не пускают!

- Я его все время прошу: остановись, понимая, что это невозможно. Его же несет! Тема несправедливости у него наболевшая. Даже когда ошибается, все равно высказывается резко со сцены, а я в этот момент думаю: «Так, еще один город отпадает!» Но бывает, Стас критикует со сцены (а потом вывешивает в интернете свои комментарии) дороги, по которым мы ехали на спектакль, ужасные гримерные, не отремонтированный, холодный дворец культуры, а когда мы приезжаем через год туда же, то, о чудо, встречаем ровные дороги, чистый и светлый ДК, уютные гримерные, а от некоторых губернаторов – шикарные букеты цветов со словами благодарности… Но Стас играет с огнем! Это хорошая фраза. Он горит тем, что делает, но может и сгореть в любую секунду.

- Татьяна Григорьевна, где вы будете сниматься этим летом? Опять в сериалах?

- Да… И что? Важно же, какие люди рядом. Я снялась в картине «Дело чести» режиссера Алексея Чистикова, которая пойдет по Первому каналу в начале осени. Меня вызвали на пробы. Мой агент говорит: «И ты пойдешь на пробы?» - «Пойду» - «Будешь очередь стоять?» - «Да, мне это интересно, встать в очередь с другими, вспомнить, как это было со мной». Я пришла, ко мне парень выходит, я даже не знала, что это режиссер. На нем нет живого места, он весь в татуировках, лицо, ноги, уши, голова, а он еще в шортах. Проколотый весь – в кольцах. Я думаю так: «Ну такие времена настали! А вдруг он интересный режиссер?» Сыграли мы несколько раз одну и ту же сцену, меня утвердили.

Я очень довольна тем, что сходила на кастинг. Ничего страшного, ничего обидного, я понимала, что он совсем молодой режиссер, должен ко мне пристроиться, понять, сработаемся ли… Но, в отличие от многих молодых режиссеров, он знает, чего хочет, знает про что, зачем… Какой-то особенный парень! А то в последнее время мне все чаще попадаются режиссеры, которые ничего не соображают в своем ремесле, но каким-то макаром, достав деньги, получив грант, снимают кино.

Есть и другие сериалы… Один называется «Бабушки» - по американскому аналогу, очень смешной. Хорошие артисты, огромный проект, если все срастется, то это надолго. Снимаюсь и уже в шестом сезоне «Земского доктора». Снялась в украинском сериале «Сваты», который стал популярен и в России, причем, как ни странно, полюбился даже молодежной аудитории, тем ребятам, что по ночам увлеченно смотрят качественные западные сериалы…

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

Фото Михаила Садчикова-младшего

Куда пойти 3 — 5 мая: личный взгляд на Родченко, «Женщины Есенина» на сцене Михайловского и цветение сакуры

В выходные после двухдневной рабочей недели можно дать себе еще один шанс отдохнуть, если не получилось на первых майских. В город, как по заказу, приезжают сразу несколько московских проектов, в Ботаническом саду в разгаре сезон цветения, а в кинотеатрах идут картины о лабиринтах памяти.

Статьи

>