«Собибор» Хабенского: Невиданное кино

В прокате — режиссерский дебют Константина Хабенского и первый большой отечественный фильм про Холокост. Как случайность превратила картину из патриотического китча в разряд хорошего кино, рассказывает обозреватель «Фонтанки».

Второй не за год даже, а за месяц сильный режиссерский дебют: сначала — «Тренер» Козловского, теперь — «Собибор». Можно было бы говорить о тенденции, но ленты очень разные. Одна — сознательный авторский проект, к которому режиссер шел в течение очень долгого времени. Вторая — по сути, случайность. Хабенский должен был только исполнить главную роль. В качестве режиссера над лентой намеревался работать Андрей Малюков, когда-то стажировавшийся у Озерова на «Освобождении», а потом снявший основополагающее произведение патриотического китча, «Мы из будущего». Ленте повезло: если бы Малюков не ушёл из проекта, в прокат сейчас выходил бы очередной блокбастер под День Победы.

С другой стороны, лента стала бы событием и без участия Хабенского. Сюжет — совершенно несвоевременный и до сих пор закрытый для русского кино. Это первый большой отечественный фильм про Холокост. О реальном персонаже, тридцатилетнем офицере Александре Печерском. Человеке, который организовал единственный удавшийся массовый побег из лагеря смерти. После побега Печерский оказался в штрафбате, во время борьбы с космополитизмом потерял работу. В общем, очень неподходящий герой для среднего державного китча.

Но даже без всех этих фактов и без учета важности обращения к теме Холокоста «Собибор» — кино исключительное. Тут мало эффектов и боёв. Много кинематографичных, ярких образов: крупные планы предметов, массы человеческих тел, серые бараки, серые вагоны, серые робы. Наконец, проект международный. Антагониста главного героя играет Кристофер Ламберт, бессмертный (буквально) Коннор из «Горца». Наконец, тотальное отсутствие медийных лиц, отказ привлекать внимание к ленте через актеров вообще не может не подкупать.

Конечно, есть тут и ловушка. В России про Холокост не снимали. Во всем остальном мире фильмов о нём — тьма, от «Шоа» до «Сына Саула», от «Списка Шиндлера» до «Жизнь прекрасна». Так что сделать на эту тему хоть что-то новое уже нельзя. Пришлось повторяться, отказываться от претензии на оригинальность. Спас герой — всё-таки персонажей вроде Печерского жанр киномонумента борьбе с нацизмом не знал. В том, что образ получился таким — тоже заслуга Хабенского: классический актер театрального амплуа невротика, он в кино обычно эксплуатируется в качестве героя. Играет, в общем, не свои роли — за редким и счастливым исключением, вроде «Географа» или «Коллектора». Печерский — стопроцентно его образ. Хрупкий, нервный, но стойкий — такой герой в русском военном кино редок.

Наконец, заслуга Хабенского элементарно в том, что актер придал ленте вес в прокате. Позволил выйти в праздники, да еще под 9 мая, которое давно уже забито патриотическими комиксами. Даже с участием Ламберта и Александром Адабашьяном в качестве одного из авторов сценария «Собибор» таких шансов без сильного локомотива не имел. Благодаря Хабенскому они у него есть.

Фильм точно станет событием. Но главное — откроет до сих пор табуированную тему Холокоста. Произнесет с экрана то, что стоило произнести лет тридцать назад. Даже если вслед за «Собибором» не начнется вал «лагерной прозы» — заслуги и значимости фильма это ничуть не умалит.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру» 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>