Падать и взлетать — в цирке на Фонтанке

До 6 мая в программе цирка на Фонтанке можно увидеть впечатляющий номер воздушных гимнастов «Желание полета». Он отмечен главной наградой циркового мира — Золотым клоуном Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло. А в конце мая будет представлять Россию на первом Международном фестивале циркового искусства в Петербурге. О том, как возникло и живет «Желание полёта», рассказывает «Фонтанка».

У этого номера длинная история фантастических взлетов и самых настоящих падений. Созданный супругами Мальвиной Абакаровой и Валерием Сычевым, он переживает сегодня вторую молодость. Уже год вместо Мальвины выступает ее дочь Екатерина. К тому, что в жанре гимнастики на ремнях не существует страховки, артисты относятся без всякого пиетета.

— Мы немного по-другому устроены, — говорит Мальвина Абакарова. — Когда включается свет и начинает играть музыка, думаешь только, чтобы понравилось зрителю.

Номер возник в 2011 году. Абакарова — представительница известной дагестанской цирковой династии канатоходцев. Сычев — профессиональный гимнаст, полностью посвятивший себя цирку после окончания спортивной карьеры. Его первая цирковая профессия — ловитор в воздушном полете (артист, который, вися вниз головой на трапеции, ловит артистов, исполняющих в воздухе вращения и сальто). О том, что такое идеально срежиссированный цирк, Сычев знает не понаслышке — выступал в легендарном номере «Перезвоны» в постановке Валентина Гнеушева, завоевавшем в 1993 году Серебряного клоуна в Монте-Карло.

Идея номера принадлежала Сычеву. Основную нагрузку ему изначально пришлось взять на себя — отчасти потому, что Мальвина, отлично балансирующая на канате, поначалу не слишком уверенно чувствовала себя там, где требовалась физическая сила. Сычев планировал показывать трюки, а Мальвине была уготована роль изящной подтанцовки. Но быть на вторых ролях не в характере дагестанских канатоходцев, и мало-помалу Мальвина освоила все нужные гимнастические элементы.

На тот момент в репертуаре артистов всего мира были десятки номеров на ремнях. Один сложней другого — все похожи трюками, позами, системой захватов. Создать что-то выдающееся в этом избитом жанре казалось невозможным. Первая версия «Желания летать» была длинной, насыщенной расхожими трюками и исполнялась под нарезку из трех музыкальных композиций. Артисты понимали, что этого недостаточно. И пошли редким в цирковом мире путем: отказались от классических трюков и придумали собственные, такие, которые прежде исполнялись на трапеции, но которые никто не решался делать на ремнях. Пришлось пересмотреть и классическое техническое оснащение — на концах ремней нет петлей и фиксирующих манжет. Валерий обматывает ремни прямо вокруг рук. Это труднее, зато позволяет быстрее «заряжать» новый заход в воздух, не сбивает динамики.

Звучавший сначала трек сменили на композицию Сержа Лама Je suis Malade, и у номера появилась и драматическая составляющая. Мальвина Абакарова, одаренная ярким актерским темпераментом, смогла придумать и сыграть историю о влюбленной, обласканной и отвергнутой женщины. Предмет ее страсти — неприступный, холодный и красивый как Аполлон мужчина — взмывает на ремнях все выше и выше и откликается на чувство избранницы лишь мимолетно. В таком ключе все рискованные трюки, которые исполняет Мальвина — та жертва, которую женщина готова положить на алтарь любви. В финале, отвергнутая покидающим ее возлюбленным, она взлетает под купол цирка только ради одного — ринуться вниз с высоты и положить конец страданиям. Эту сложную, выверенную до последнего жеста коллизию артисты создавали долго, и в этом им помогали и театральные режиссеры, и балетмейстеры, и коллеги по цирковому цеху.

Но в основе «Желания летать» лежит еще одна важная деталь. Не секрет, что ради усложнения номера артисты нередко меняются ролями, и сложные захваты и удержания выполняет женщина. Абакарова и Сычев, в отличие от коллег, не стали переворачивать мир с ног на голову и сыграли классическую историю, в которой мужчина силен и отважен, а женщина хрупка и ранима.

Несмотря на уже заключенные в Западной Европе контракты, на международный фестиваль в Монте-Карло в 2014 году артисты ехали без больших надежд. Ходили слухи, что симпатии принцессы Монако Стефании безраздельно принадлежали украинскому дуэту Flight of Passion, завоевавшему пятью годами ранее золото. В тот год в программе числился еще и грандиозный номер российских акробатов на подкидных досках под руководством Дмитрия Соколова. По негласному правилу фестиваля это значило, что второе золото могло отправиться в любую другую страну, только не в Россию. Но выступление Абакаровой и Сычева потрясло публику и жюри. И впервые в истории оба Золотых клоуна были присуждены представителям одной страны.

Цирковой номер «Желание летать», Валерий Сычев и Мальвина Абакарова, 2014

«Желание полета» мгновенно стало известным и востребованным. Но удача сыграла злую шутку: два падения поставили под вопрос существование номера. После первого Мальвина, сломавшая обе руки, смогла восстановиться и даже начала выступать. Но второе перечеркнуло все планы — сорвавшись с шеи Сычева, артистка с большой высоты упала в зону выхода артистов, где в тот момент по счастью не было барьера. Травмы были настолько серьезными, что, по прогнозам врачей, Мальвина могла радоваться, что снова сможет ходить. И тогда Екатерина Абакарова, к тому времени сольно выступавшая в жанре гимнастики на ремнях, согласилась заменить свою мать.

Цирковой номер «Желание летать», Валерий Сычев и Екатерина Абакарова, 2017

С тех пор номер заметно изменился. Ушли женская хрупкость и экспрессивность, появились обольстительность и грациозность. Мальвина, поправившись вопреки прогнозам, не ушла из номера, а занялась техническим обеспечением — и теперь она управляет лебедкой, поднимающей гимнастов в воздух. Впрочем, Екатерина не оставляет надежд на сольную карьеру, а Мальвина мечтает о новом дуэте с Валерием. Теперь уже комическом.

Все трое сходятся в одном: в современном цирке важно не только показать зрителю трюки, но и сыграть историю.

— Показать не все, что умеешь, а только то, что составляет твою индивидуальность, — отмечает Валерий Сычев.

Ирина Селезнева-Редер, специально для «Фонтанки.ру» 

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>