‘ото: —ергей Ќиколаев, "‘онтанка.ру"

ѕутин, вода, огонь: театр ј’≈ показал Ђƒиктатуруї

23 апрел€ 2018, 19:04
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

“еатр ј’≈ открыл площадку «ѕорох» на заводе слоистых пластиков в 2017 году, на день рождени€ Ћенина. “огда петербуржцам показали перформанс «ƒемократи€», где актеры ћаксим »саев и Ќиколай ’амов буквально купались в насто€щей нефти под рассуждени€ о русской демократии. —оздатели театра говорили, что радикальные высказывани€ и дальше будут звучать на площадке, и обещание сдержали. ¬ 2018 году, после выборов президента, ј’≈ создали перформанс под названием «ƒиктатура».

¬ход в ј’≈ — через проходную завода слоистых пластиков, что в районе –жевки-ѕороховых. ќчередь эффектно одетых людей, идущих потребл€ть искусство, смешиваетс€ с уставшими рабочими, окончившими воскресную смену. ÷истерны завода окутывает белый дым, в столовой пахнет супом, конь€ком и пирожками. «рительный зал расположен в бывшем цехе. —цена залита водой, котора€ вот-вот подступит к креслам дл€ публики. «рителей столько, что пришедший посмотреть на перформанс италь€нско-швейцарский режиссер ƒжулиано ди  апуа еле умещаетс€ на не залитом водой островке в первом р€ду.

јртисты ј’≈ ћаксим »саев, ѕавел —емченко и Ќиколай ’амов вынос€т шестиметровые доски, которые с трудом втискиваютс€ в заводское пространство. ѕопытки как-то вклинить их в цех превращаютс€ в оду бессмысленному и беспощадному труду. ѕерформеры периодически став€т доски то на ногу, то на живот, то на голову и т€жело стонут, иронически показыва€ всю т€жесть работы: вспоминаютс€ все великие советские стройки сразу.

Ёти доски постепенно трансформируютс€ в разные символы русской жизни, т€желой и неудобной, выламывающейс€ их всех рамок и правил. ¬от их став€т вертикально и обливают черной краской: перформеры с нежностью обнимают эти бывшие стволы, как родные березки. —в€зав рейки между собой, с большим трудом, со стонами залезают между ними, физиологично показыва€ соитие и рождение. ƒоски станов€тс€ метафорой матери-земли русской. «атем наступает врем€ разрушать: перформеры ломают свой «инвентарь» и сбрасывают в центре зала, формиру€ кострище, куда став€т огромные гор€щие плошки. ќгонь вырываетс€ на 20-30 сантиметров вверх. Cтановитс€ по-насто€щему страшно.

Ќо пожара не случаетс€: кульминацией становитс€ огромный поток пены, заполонившей все пространство, как снег. —то€ на столе в белых клубах, ћаксим »саев изображает пам€тник Ћенину, указывающий «верную дорогу», а Ќиколай ’амов принимает позу расп€того ’риста с гор€щими на голове и руках плошками. „ереда этих образов — конечно, ирони€, игра. ѕри желании можно нагрузить их смыслами, например, ’ристос — это расп€та€ свобода, страдающий народ. Ќо прежде всего, это гомерически смешно, и ещЄ зрители больше переживают, не обожжетс€ ли актЄр, чем задумываютс€ о значении символа.

¬ финале из пены к потолку поднимаетс€ огромна€ п€тиконечна€ звезда, которую перформеры незаметно смонтировали. ѕавел —емченко выносит крест из четырех экранов, на котором в психоделических узорах возникло лицо ¬ладимира ѕутина. Ќамек, кто наследует советской диктатуре, предельно €сен.

ј после представлени€ зрител€м буквально пускают не пыль, а пену в глаза: и первый р€д с визгом разгон€ет пенные горы. —емченко раздает публике обломки досок, и все невольно танцуют под качающий бит. ѕерформанс заканчиваетс€ установлением полной праздничной диктатуры ј’≈ в отдельно вз€том заводском пространстве. ј что еще остаетс€ во врем€ диктатуры? ѕренебречь и вальсировать. ѕл€шем!

— “ехнически мы собрали перформанс за полтора дн€, а начали размышл€ть за неделю, — рассказал «‘онтанке» ѕавел —емченко. — ’отелось лаконичными, несложными средствами выразить идею того, что желани€ одного человека подавл€ют желани€ всех других. ƒоски — наидешевейший материал дл€ декораций и дл€ строительства чего угодно, любой архитектурной или социальной конструкции. »з досок можно собрать гроб, трибуну, башню “ретьего интернационала, это универсальный кирпич любого временного строительства. ј пена, стоит ее включить, начинает пузыритьс€ и проникает во все щели: зрители прикованы к этому процессу и погружаютс€ в него. ћы хотели, чтобы все по уши ув€зли в пене. ƒиктатура, как и пена, проникает везде.

ѕерформансы на дни рождени€ «ѕороха» будут проводитьс€ ежегодно. ≈щЄ одна премьера театра — «‘ауст 3.0» — уже не за горами: она пройдет на заводе слоистых пластиков 12 и 13 ма€.

—офь€  озич, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„ем зан€тьс€ 15Ц17 €нвар€: день The Beatles, новый каток, Ђ–ождественские историиї и ЂЌаучные —в€ткиї

ѕобывайте на паре-тройке концертов, разоблачите учЄных-волшебников или устройте вечер нового французского кино, не выход€ из дома. ¬ гиде Ђ‘онтанкиї Ч больше дес€тка идей, как отдохнуть после первой рабочей недели 2021 года.

—татьи

>