‘ото: јлина ÷иопа

Ђ¬се бросить и улететьї: в √лавном Ўтабе Ч  абаковы

21 апрел€ 2018, 07:55
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ Ёрмитаже 21 апрел€ начинает работу главна€ выставка сезона — «»ль€ и Ёмили€  абаковы. ¬ будущее возьмут не всех». √игантский лабиринт воспоминаний матери художника и поезд, на который мы все опоздали, увидела «‘онтанка».

ќткрытие выставки  абаковых именно в Ёрмитаже и конкретно в √лавном Ўтабе символично как дл€ художника, так и дл€ музе€: именно отсюда в 2004 году началось «возвращение» крупнейшего представител€ московского концептуализма в –оссию (не столько физически — семь€ и сейчас живет в Ќью-…орке, сколько творчески). ¬ыставка «—лучай в музее и другие инсталл€ции» тогда стала событием дл€ страны, несмотр€ на то, что занимала всего четыре зала. ј дл€ Ёрмитажа предвосхитила будущее развитие отдела современного искусства в √лавном штабе — тогда здание ещЄ не отреставрировали, а в его стенах не было атриумов с гигантскими двер€ми, так удачно перекликающимис€ с одним из ключевых мотивов в творчестве  абакова — разномасштабностью.

Ётот сюжет — сосуществовани€ во ¬селенной миров больших и маленьких — проходит красной нитью через всю выставку. Ќачина€ с инсталл€ции «Ѕрюки в углу» 1989 года, представл€ющей собой сваленную на газете тр€пку, по которой идет вереница маленьких белых человечков. ѕродолжа€ работой того же времени «“ри ночи» (здесь посетител€м предлагают, гл€д€ в бинокли, находить человечков вдали на картинах). » заканчива€ переоформлением огромного Ѕелого зала, нижн€€ половина которого стала коричневой на высоту метров п€ти, то есть гораздо выше привычного дл€ советского человека горизонтального разделени€ стены на темную ближе к полу (чтоб не так быстро маралась) и светлую верхнюю. “еперь он стал словно «залом великанов».

—убординаци€ между мирами может быть легко нарушена — все в наших руках. Ќа такие мысли наводит инсталл€ци€ «„еловек, который улетел в космос из своей комнаты» (1985).

— Ќекий человек создал катапульту в своей комнате и улетел в космос, пробив потолок, — причем точно рассчитав, чтобы не вернутьс€ назад, а влитьс€ в космическую энергию и движение сфер, — по€сн€ет куратор, заведующий отделом современного искусства ƒмитрий ќзерков. — Ёто, с одной стороны, восходит к русскому космизму и ÷иолковскому, а с другой стороны, воплощает утопическую идею вырватьс€ куда-то, все к черту бросить и улететь.

“очно такой же прорыв к звездам в своей жизни совершил и сам »ль€  абаков, став одним из немногих российских художников, прочно вошедших в контекст мирового искусства и выставл€ющихс€ много и часто. “ак что на вопрос о том, «возьмут» ли в будущее его самого, подразумеваемый названием выставки (кстати, оно уже было воплощено в одноименной инсталл€ции 2001 года с уход€щим поездом), автор ответ уже знает.



‘ото: јлина ÷иопа

ќднако именно жизнь в —оветском —оюзе, который он покинул, и есть основной сюжет и ключ к пониманию творчества  абакова. Ѕедность, рождавша€ людей, ничего не выбрасывающих и собирающих («авось, пригодитс€») вс€кую мелочь — ключи невесть от чего, огрызки карандашей, хоз€йственные резинки («ќбъекты из его жизни», 2005). ∆изнь единой коммунальной квартирой — где есть неприкосновенные «кастрюл€ «ои Ћисиной», «ковшик бабы  ати», «чайник –озы »вановны» и «тазик ќльги ¬икторовны» («—лучай в коридоре возле кухни», 1989). ¬се эти вещи станов€тс€ свидетел€ми жизни человека, частью его биографии, и художник предлагает задуматьс€, что это может означать.

јтмосфера, царивша€ в стране, и правила, по которым она жила (существовавшие в том числе и дл€ творческих людей), — помогают пон€ть, почему по€вились такие работы, как «ћорковка».

— Ёто работы конца 1950-х – начала 1960-х годов, и важен контраст: вы пишете не лозунги, не Ћенина, не путь куда-то в будущее, а морковку, котора€ лежит у вас на столе, — объ€сн€ет ƒмитрий ќзерков. — “акое всматривание в искусство можно увести в ’айдеггера, в сущность вещей. Ќо на самом деле это искусство после трагедий в капсульном советском мире — тогдашний ход мыслей. —ейчас его пон€ть очень сложно.

—мысловым центром экспозиции, ее кульминацией стал гигантский лабиринт «јльбом моей матери» (1990). «ритель попадает в длинный, оп€ть-таки, как в коммунальной квартире, коридор, на стенах которого разворачиваетс€ судьба целой семьи: в картинные рамы заключены фрагменты обоев, на которые наклеены карточки с набранным на печатной машинке текстом и черно-белые фотографии.

«–одные мои были сиротами, когда их вз€ли на воспитание бездетные старики, — начинает рассказ восьмидес€тилетн€€ Ѕерта ёрьевна —олодухина. — ƒолго хранилась у мен€ фотографи€ двух старичков — это и были приемные родные.  огда отец с матерью подросли, их отдали, мать в домработницы, отца учеником портного. ƒостигнув совершеннолети€, они поженились. ’арактерами они были совершенно не похожи друга на друга. ќтец замкнутый, неразговорчивый, знал свою работу и синагогу. ѕо-русски не был обучен. ћог только расписатьс€. ћать, грамотна€ только по-еврейски, зачитывалась романами.

Ћини€ судьбы проходит по всей длине 150-метрового коридора, заставл€€ посетител€ выставки переживать вместе с героиней тревогу наступающих войн, воодушевление революции, болезнь и смерть матери, пожар в вагоне поезда и многое другое. ¬се это врем€ где-то поблизости слышен голос сына — вскоре зритель узнает, что пение »льи  абакова доноситс€ из тупика со строительным мусором.

«авершаетс€ выставка этажом выше, сначала «потер€вшись» в основной экспозиции между работами ƒмитри€ ѕригова и ∆ака Ћипшица, а потом «найд€сь» среди «лоскутных» по стил€м и сюжетам «¬ертикальных картин» и подвед€ к смысловому завершению — модели « ак встретить ангела». јнгел и человек, подн€вшийс€ к нему по лестнице, т€нут друг к другу руки, где-то в недос€гаемой дл€ всего суетного высоте и белизне...  ак гласит гид по выставке, «дл€  абаковых ангел — существо, не прив€занное к государственным границам, свободное от земных и бюрократических ограничений».

ќтвеча€ на вопрос «‘онтанки» о том, как трактовать концепцию выставки, заведующий отделом современного искусства нашел емкую формулировку.

«Ёто некий взгл€д художника, который всю жизнь размышл€ет над проектом — безумной советской утопией: чем она была? ћожно это рассматривать в комическом, можно в трагическом ключе — однозначного прочтени€ нет», — по€снил он. » добавил: «Ёто выставка не про ответы, а про вопросы, их здесь сотни».

ѕосетить ее можно до 29 июл€.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

ƒали, ”орхол и другие: что смотреть на выставках в ѕетербурге в 2018-м

„ем зан€тьс€ 10-12 июл€: ЂЋенинградї, Ђживыеї гала балета в ћариинском, спектакль о сексе будущего, панк-макраме

¬ыходные не сказать, чтоб насыщенные Ц зато открыли парки и часть музеев. Ќо если активный отдых вы понимаете не как собственную активность, а как энергичность шоу, которое смотрите Ч с этим пока дела обсто€т лучше в онлайне. ћы подобрали дес€точку вариантов.

—татьи

>