Пять новых мест, куда проведет «Открытый город»

21 апреля 2018, 08:12
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге стартовал третий сезон проекта «Открытый город». Теперь с экскурсией можно попасть в «Дом с мозаиками», школу, где учился Довлатов, дом богатого хлеботорговца начала XX века и в здание, ради которого пришлось потесниться самому Карлу Росси.

«Открытый город» — совместный проект общественных активистов из ВООПиК и городских властей Петерубрга. Он позволяет бесплатно попасть внутрь дворцов и особняков — в том числе тех, что обычное время недоступны для посетителей. В 2017 году такой возможностью воспользовались больше 11 тысяч человек, для них прошло 905 экскурсий, квестов, лекций, велопрогулок и поездок на ретротрамвае.

В 2018-м число событий планируется довести до тысячи, а объектов — до 90, «нанеся» на карту «Открытого города» два десятка новых точек. На некоторые прогулки петербуржцы уже записались в рамках «Недели наследия», стартовавшей 18 апреля. Квоты на ближайшую неделю уже выбраны, но в течение сезона экскурсии будут повторяться. «Фонтанка» выбрала пять новых мест, куда стоит попасть, и объясняет, почему это нужно сделать.

 

1. Доходный дом Н.Н. Лейхтенбергского (экскурсия «Дом с мозаиками»)

Кто гулял от метро «Чкаловская» на север, по Большой Зелениной улице, не мог не обратить внимание на пятиэтажное здание мозаиками. Это один из первых и лучших образцов индустриального романтизма: на фасаде изображены дымящие трубы заводов, поднимающие паруса корабли, сельскохозяйственные поля — огромные, полные синего неба пейзажи. Здание построено в 1904-1905 годах архитектором Федором фон Постельсом для правнука императора Николая I — герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского, а фриз создавался по эскизам художника Сергея Шелкового. Он работал в мастерской Фроловых — той, что оформляла внутреннее убранство Спаса на Крови. Владелец дома воевал на полях Первой мировой, получил ранение, а после революции участвовал в Белом движении и умер в эмиграции в 1928 году. Здание по-прежнему населено (это жилой дом) и выглядит «молодым»: искусная лепнина в стиле «модерн» на нижних этажах кажется так и не застывшей.



Фото: сайт проекта «Открытый город»

 

2. Петровское торгово-коммерческое училище купеческого общества (экскурсия «Блеск и нищета улицы Рубинштейна»)

Неприметный трехэтажный корпус, спланированный архитекторами Федором Харламовым, Василием Токаревым и Петром Гилевым, на самом деле, стоит не на самой Рубинштейна, а в 300 метрах от нее, на набережной Фонтанки. Здание строилось в 1882-1883 годах, как сейчас бы сказали, для будущих предпринимателей: в торгово-коммерческое училище, названное в честь основателя Петербурга, принимали мальчиков в возрасте 10 лет, без различия сословий. Но в наше время интересно даже не это, а то, что школе, которая разместилась на его месте, учились Аркадий Райкин и Сергей Довлатов.

 



Фото: сайт проекта «Открытый город»

3. Доходный дом М.Н. Полежаева (экскурсия «Житница Петербурга: какие дома строили себе хлеботорговцы»)

Прогуливаясь по городу, до этого здания мало кто доходит (сразу за ним начинается промзона) — а зря. Если посмотреть на эту постройку отдельно, вряд ли скажешь, что она стоит в Петербурге — гораздо естественнее «прописать» её где-нибудь в Стокгольме. Остроконечные зеленые башенки, темно-бордовый цвет отделки верхних этажей и «античная» скульптура на фасадах подарили дому прозвище «Каркассона-на-Песках». Здание в 1913-1915 годах построил архитектор Иван Яковлев по заказу коммерсанта и общественного деятеля Михаила Николаевича Полежаева, «депутата» городской думы. Кстати, именно здесь снимали одну из сцен нового фильма «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова. Картину про лидера группы «Кино» Виктора Цоя скоро покажут в Каннах.



Фото: сайт проекта «Открытый город»


4. Доходный дом И.В. Галунова (экскурсия «История парадной»)

Здание на пересечении Невского проспекта, Дегтярной улицы и проспекта Бакунина построил в 1877 году архитектор Александр Иванов, автор здания страхового общества «Россия» в Москве на Лубянке, впоследствии перестроенного и занятого органами госбезопасности. В 1900 году доходный дом расширил Дмитрий Крыжановский (кстати говоря, первый начальник городской милиции Петрограда после Февральской революции). Здание интересно своим скругленным трехсторонним фасадом и необычной треугольной винтовой лестницей внутри. Оно строилось для купца первой гильдии, коммерции советника, потомственного гражданина Санкт-Петербурга Ивана Галунова «по последнему слову техники» — с ванными и ватерклозетами, изразцовыми печами и каминами, а также ангелочками путти.



Фото: сайт проекта «Открытый город»

 

5. Доходный дом И.М. Ветошкина (экскурсия «Отель Росси»)

Этот дом на площади Ломоносова — живой памятник тем временам, когда частная собственность в России охранялась не хуже, чем в Европе: в свое время Карл Росси, проектируя ансамбль Александринского театра и свою знаменитую Театральную улицу (названную позднее его именем) планировал включить в него и этот участок. Однако Дирекции императорских театров договориться с владельцами, по всей видимости, не удалось, и дом госпожи Жилиной остался на месте. Впрочем, спустя десятилетия, его все же перестроили по желанию собственников — чтобы извлекать больше дохода. Сначала этим занимался создатель лютеранской кирхи на Среднем проспекте Васильевского острова Роберт Бергман, а потом — тот же Петр Гилев, что строил торгово-коммерческое училище (расположенное напротив дома Ветошкина на другой стороне Фонтанки). Доход активно извлекают из этого здания и сейчас: в нем находится гостиница. А посетителям демонстрируют камины и печи, старый кассовый аппарат, два старых сейфа и металлический крюк бывшей конюшни.



Фото: сайт проекта «Открытый город»

Среди экскурсий, запись на которые начнется в ближайшее время: «Город Бродского» с заходом в «полторы комнаты» в доме А.Д. Мурузи (29 апреля); Кировский (Путиловский) завод с осмотром территории (26 апреля); Дом Кавалергардов (Казармы Кавалергардского полка) с посещением православного храма и «бражницкой» командира полка (29 апреля). Подробности — на сайте.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>