«Мария Магдалина»: Евангелие от феминистки
В прокат вышла «Мария Магдалина», новое кинообращение к евангельскому сюжету. В соответствии с духом времени, жизнь Христа показана с женской точки зрения, а апостола Петра играет темнокожий.
Отношения кино и Нового завета — та еще «Санта-Барбара». Нет серьезного автора, который бы не мечтал превратить Евангелие в фильм или хотя поработать с образом Христа. Тарковский и Эйзенштейн, Орсон Уэллс и Кубрик, Хичкок и итальянские неореалисты — все они, так или иначе, про Евангелие думали. Добирались до собственно фильма тоже многие. Вайда перенес на экран библейскую линию «Мастера и Маргариты». Итальянцы сняли жизнь Христа в современном мире. В самом обращении к сюжету всегда содержалась нотка скандала. То церковь восставала — как против голливудского «Бен Гура», то верующие были оскорблены в своих чувствах, как после выхода на экраны «Последнего искушения».
От «Марии Магдалины», наверное, тоже стоило ждать если не скандала, то во всяком случае бурной реакции со стороны религиозной общественности. Жизнь Иисуса показана глазами блудницы, та оказывается вовсе не проституткой, а любимым апостолом и основоположницей феминизма. Апостол Петр и вовсе темнокожий, его Чивител Эджиофор играет.
Но скандала не вышло даже на уровне сюжета. «Магдалина» — образцовое религиозное кино: робкое, аккуратное, благостное. Никаких страстей и конфликтов, только вера и святая благодать. Родня Марии хочет выдать её замуж, а та желает служить на благо человечеству. Мария считает, что всех надо просто любить, а Петр уверен, что надо еще бороться — неразрешимое, так сказать, противостояние.
Что-то любопытное сулил «Магдалине» кастинг — уж очень неочевидный выбор исполнителей главных ролей. Пылкую Магдалину играет робкая Руни Мара, мягкого Спасителя — зверюга Хоакин Феникс. Актерская манера и роль могли резонировать. Не вышло: образы героев пущены на самотёк, артисты просто подмяли их под себя. Мария — тихоня и скромница, как все героини Мары. Иисус — двусмысленно-агрессивный, как будто с трудом сдерживается, чтобы не распускать руки.
Оператор Грег Фрейзер, который работал с Гартом Дэвисом над самой известной его работой, «Львом», и с Кэтрин Бигелоу над «Целью номер один», честно пытается хоть как-то эту усыпительную благость разбавить визуальными ходами. Снимает в сумраке, нагнетает мрачные тени, лишает Святую Землю палящего солнца и пестрых одеяний: тут все ходят в серых робах, словно на зоне, и пыль стоит столбом, как на Ласковом пляже в плохую погоду. Но радикализма не выходит: изобразительное решение только подчеркивает публицистичность ленты. Скучный, грубый, суровый мужской мир, в котором нет любви, красоты и всепрощения, и слишком мало женщин. Тяжело начиналось, в общем, феминистское движение, много препятствий встречало на своём пути.
«Магдалина» оканчивается показательным титром: оказывается, назвать Марию блудницей придумал злой папа римский Григорий Великий в 591 году. В 2016-м новый, хороший папа приказал всем считать Магдалину апостолом. Перенеси эти титры в начало — читались бы как «по заказу КГБ СССР» в начале «Мгновений весны». В конце — хотя бы немного сглаживает прямолинейность ленты.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?
Новости
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
- 10 сентября 2024 - «Кинопоиску» присудили штрафов на 10 с лишним миллионов за фильм Гаспара Ноэ
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24