
«Первому игроку приготовиться»: И Спилберг опять молодой

На экранах — «Первому игроку приготовиться», новый фильм Стивена Спилберга о виртуальной реальности. Живой киноклассик доказывает, что он может заткнуть за пояс тридцатилетних.
«Первому игроку приготовиться» — в первую очередь, уникальное природное явление. Режиссер, сорок лет кряду держащий высоченную планку мастерства; награжденный всем, чем может быть отмечен кинематографист; классик, фильмы которого очень удобно и радостно разбирать по винтикам, Спилберг, одним словом, — внезапно молодеет, приободряется и снимает радикальный, яркий, необычный, новаторский блокбастер. Как будто ему тридцать лет и он прорывался к внушительному бюджету через тернии полулюбительских лент. «Игрок» — это как если бы Плисецкая в последние годы взяла да и вернулась бы на сцену Большого в «Кармен-сюите». И всех потрясла мастерством, легкостью.
Спилберг играет на грани фола. Ничего хорошего ни один из элементов «Игрока» сам по себе не обещает: от сюжета до визуального решения. Всё — заведомый провал, который в данном случае — вжух, и превращается в триумф. Фильм про компьютерную игру — расстрельная затея. Смотреть, как парнишки и девчонки рубятся в бродилки не намного увлекательнее, чем залипать на эфир канала «Охота и рыбалка» или наблюдать за матчами чемпионата мира по бильярду. Те, кто с играми в кино имели дело, пытались эту мертвую фактуру оживить социальной критикой, богатством персонажей, характеров. Но выходило только хуже. Исключения вроде «Голодных игр» только подтверждают правило.
Спилберг берет именно бесхитростностью и простотой. Здесь нет ни мхатовских пауз, ни анализа текущей политической ситуации. В мире будущего все рубятся в виртуальную реальность под названием «Оазис». Её создатель завещал свою империю игроку, который пройдет внутри этого «Оазиса» сложнейший квест. Всё это зритель узнаёт буквально в первые секунды. Дальше — в том же темпе: испытания, неудачи, победы.

Фото: скриншот трейлера
Параллельно развивается такой же бойкий бытовой, «земной» сюжет: на геймерах зарабатывает коварная корпорация IOI во главе с амбициозным бизнесменом по имени Нолан (камень в огород коллеги, автора «Дюнкерка» Кристофера Нолана). Она строит своё благосостояние на том, что продаёт геймерам всякие примочки, а когда те не могут расплатиться — сажают в долговую тюрьму и заставляют добывать в «Оазисе» сокровища. Здесь всё так же динамично, остроумно, без «воды» и соплей. Офис — замок из стекла и бетона, рабы — безличная армия, наподобие штурмовиков из «Звездных войн».
Соответственно, и с характерами тут всё просто, ярко, читаемо. Тай Шеридан играет главную роль — очкарика, геймера-виртуоза, Оливия Кук — его напарницу, Бен Мендельсон — пантентованного злодея. Это ясно читаемые маски, и только. Большего от них не требуется.
Спилбергу удалось преодолеть вечную и главную беду фильмов про игры — некиношность компьютерной эстетики. Аватары игроков, монстры, мечи, супероружие — всё это на экране компа выглядит ещё неплохо. Но в кинотеатре — как плохой мультик. Спилберг вместе с великим оператором Янушем Каминским смещает акцент: в игровых сценах разглядывать особо нечего, там экшн. Зато бытовой пласт, — загляденье. Панорамы, сцены, снятые одним планом — пиршество для глаз.
Отдельное удовольствие — полузабытое, но спилберговское фирменное — плыть внутри фильма как в потоке цитат, аллюзий и отсылок. Эффектно и остроумно разбросанных там и сям не умствования ради, а фана для. «Игрок» — энциклопедия поп-культуры. Главный герой — вернее, его аватар в игре — срисован с Дэвида Боуи, слушает Duran Duran, а на свидание напяливает прикид Майкла Джексона из клипа Thriller. Битва за первый ключ разворачивается на улицах самого киношного города планеты, Нью-Йорка: Кинг-Конг спрыгивает с небоскреба, тачки носятся, а финиш гонки — в воспетом кинематографом Центральном Парке. Мало того — в определенный момент герои оказываются внутри «Сияния» Кубрика. Срабатывает это всё самым ожидаемым и одновременно неожиданным образом.
«Игрок» — фильм про кино, гимн ему, осанна миру иллюзий. Главный злодей плох не потому, что алчный и имеет повадки социально опасного типа — просто он не разбирается в фильмах и музыке, не наш человек. В общем, такого кино не было давно. Дух захватывает.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».