
Семен Альтов: «Юмор 1980-х снова актуален»

Круг замкнулся: юмор тридцатилетней давности снова звучит злободневно. Об актуальности старых шуток, знакомстве с Путиным и новой пьесе в преддверии творческого вечера 2 апреля в Театре на Васильевском «Фонтанке» рассказал сатирик Семен Альтов.
— В апреле у вас пройдет творческий вечер «Вчера = сегодня = завтра». Почему вы ставите знак равенства между этими словами?
— Недавно в Новосибирске достал два рассказа, написанных в 1980-е. Реакция зала была такая, будто написал их вчера. «Чужой пассажир» — о том, как человек прибегает на вокзал, к своему вагону. Проводница, рассмотрев билет, говорит: «Ваш поезд ушел, бегите, разбирайтесь с бригадиром». И весь рассказ человек бежит вдоль состава от бригадира к проводнице, туда-сюда. Пассажиры, ревизоры добродушно обсуждают происходящее, не видя ничего дикого. Государственная машина по-прежнему перемалывает человека.
Или известная в свое время «Черта». Дети провели на асфальте черту мелом. Рядом остановился человек в рубашке с закатанными рукавами, закурил. Ткань с изнанки была красной, казалось, что на руке красная повязка. Подходит человек и спрашивает: «А можно пройти?» Тот удивляется: «Куда?» — «Туда, за черту». — «А если я скажу нельзя, вы что, не пойдете?» — «Ну, я подожду, пока разрешат проход»… Так мы устроены, если черта, и при ней кто-то с повязкой, значит, пересекать нельзя. Лучше переждать.
— Но хотя бы что-то изменилось с 1980-х.
— Внешние атрибуты: ваш диктофон, как и во что мы одеты, машины, мобильники. Жизнь стала комфортней, безусловно, но стала ли она легче? Вещи требуют затрат, ухода и содержания. То ли мы приобретаем вещи, то ли они нас. Все силы тратятся на то, чтобы получать от жизни удовольствие.
— А герои в ваших рассказах за последние 30 лет изменились? Даже имя Путина в одной из историй звучало.
— Про Путина была одна старая шутка, хотя история — абсолютная правда. Это было давно, когда Путин только возглавил страну. Шел концерт, посвященный Дню милиции, в Москве, в концертном зале «Россия». Выступали все москвичи, из Петербурга я был один.
Концерт заканчивается, все спускаются вниз, на банкет. Москвичи, естественно, окружают Путина, главу государства. Шепчут, шутят, чокаются. Я стою в стороне, никому не нужный, выпиваю. Когда Путин уходил, он увидел меня. А мы действительно были знакомы во времена Анатолия Александровича Собчака. Я тогда был более менее заметной фигурой в городе. Путин остановился, мы расцеловались, и он ушел.
После этого московская тусовка, которая до того не видела меня в упор, — все кинулись ко мне целоваться. Как я говорю, они решили, что власть передается через поцелуй.
— Когда было легче писать, в советское время или сейчас?
— Одно с другим никак не связано. Хотя, я понимаю, что со временем мозг должен начать бастовать, но пока голова работает, я пишу. В сентябре, тьфу-тьфу-тьфу, состоится премьера пьесы в Театре Комиссаржевской. Это не мой жанр, но ничто так не молодит, как занятие не своим делом.
— Что это будет за пьеса?
— Так я вам и расскажу. Название интригующее — «Скелет в шкафу».
— В прошлом году анонсировали вашу пьесу в Театре на Васильевском.
— Было дело. Увы, постановка сорвалась.
— Почему?
— Не знаю. У режиссера что-то не заладилось, и он дипломатично исчез. Ну, я дипломатично не стал его искать. Надеюсь, в этот раз все будет иначе. Надо, чтобы театральных людей зацепило.
— В Театре Комиссаржевской «зацепило»?
— Руководителя театра Виктора Новикова — да. Идет подбор актеров. Сергей Рост будет ставить.
— Почему вы не шутите на политические темы?
— Я пытался. Не получается. Несмотря на мрачность физиономии и голоса, я человек не жесткий. Есть недостаток. Хотя сейчас, в принципе, политического юмора не так уж и много.
— Страшно?
— Может быть, и страшно. У нас четкая позиция: кто не с нами, тот против нас. Хотя само слово «инакомыслие» мне нравится. Значит, это люди мыслящие, да, «инако», но мыслящие. Когда собирают вместе инакомыслящих, в результате может родиться что-то неожиданное и полезное. А когда все единодушны, никто не возражает, есть опасность сделать что-то не то. Нашей стране есть что вспомнить.
— Вы говорили в интервью, что с каждым годом жизнь становится сложнее. Это как проявляется?
— С возрастом приоритеты меняются. Раньше радовали на полках книги, книги, книги. Сейчас смотрю – лекарства, лекарства… И на душе сразу спокойнее.
А жизнь, конечно, у всех она разная. Шел 8 марта по улице и видел, как много осталось непроданной мимозы. У людей не было лишних денег, чтобы поздравить близких, знакомых женщин. На еду, на одежонку почти все уходит, на подарки не остается. Про себя не говорю, но у серьезных звезд примерно на треть упала посещаемость по тем же причинам.
— Из молодых юмористов вам кто-то нравится?
— В Comedy Club Гарик Харламов — комик от Бога. В целом, выступления молодых стали смешнее, намного кучнее, если выражаться терминами из области стрельбы. Другое дело, что в 1980-е фразами Жванецкого люди разговаривали. У меня были рассказы, которые знали наизусть. Значит, что-то важное в них было, раз оставалось у людей в голове. Сегодня то, что ребята делают, очень смешно. Но вспомнить что-то из их выступлений сложно. Хотя такая задача и не ставится.

Фото: предоставлено Семёном Альтовым
— У вас есть страница на Facebook. Вы сами ее ведете?
— Нет, шарахаюсь от этого всего. Видимо, возрастное. Человек ленив и с годами экономнее тратит остаток отпущенного: если можно что-то не узнавать, давайте не будем. Здоровее останемся. Facebook вести мне помогают.
— Вы ездите на метро, на общественном транспорте?
— В метро часто езжу. Но я не такая уж звезда. Я не Басков. Иногда меня узнают, по лицу уже редко, чаще по голосу.
— Были какие-то неожиданные реакции при встрече?
— Как-то мы с женой были в Сочи, взяли машину и поехали в Абхазию. Переход непонятной границы занял два часа. Стоим на площади, ждем. Подходит разбитная женщина. Широкая улыбка. Говорит: «Час езды, море, чача, танцы. Не пожалеете!» Жена немного повысила голос, мол, оставьте нас в покое. Подходит вторая и говорит первой: «Ну видишь, это москвичи. Питерцы, они тонкие, интеллигентные…» И тут первая делает стойку, кидается ко мнес криком «Альтов!». И говорит жене: «Отпусти его со мной на два дня. Ну отпусти! Ему ничего больше ничего сочинять не придется, поверь!». У меня до сих пор на столе лежит ее визитка. И я говорю жене: «Если что, Тамара ждет».
— Вы давно не издавали новые книги.
— Сейчас издание книг теряет смысл. Все уходит в интернет. У меня есть одна законченная история. Называется «Там, где пересекаются параллельные прямые». Путешественники проезжают разные городки: в одних люди спят, в других врут, в третьем свое Лох-несское чудовище. Надо подумать, может, сделать рисунки к тексту и тогда напечатать. Поживем — увидим.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».