«Тебя здесь никогда не было»: Оправданная жестокость
На экранах — самый мрачный, красивый и кровавый фильм года, «Тебя здесь никогда не было». В главных ролях — суровый и беспощадный Хоакин Феникс и инопланетная модель Екатерина Самсонова.
Если может быть долгожданный фильм — не в смысле долготы производства или внушительного состава творческой группы, а просто по формату — то это «Тебя здесь никогда не было». Общим местом стало утверждение, что в наши дни красивый мрачняк невозможен. Эффектное, смелое, кровавое, жестокое кино осталось в золотом веке Брайана де Пальмы, в конце 1970-х — начале 1980-х. Теперь тестостерона в кино поубавилось, смелости тоже, они сохранились разве что в гонг-конгских боевиках. «Тебя...» — исключение из правил. Современный, сильный, актуальный, страшный фильм. Тем более удивительно, что снятый женщиной.
Фильм идет под слоганом-цитатой: «"Таксист" XXI века». На классику от Мартина Скорсезе лента правда похожа. Во всяком случае, сюжетно: главный герой — ветеран, искалеченный былыми подвигами (только в «Таксисте» это был парень, прошедший Вьетнам, а тут — бывший агент спецслужб). Ему предстоит разгромить банду, занимающуюся проституцией: мафия предлагает клиентам отдых в компании несовершеннолетних барышень. В обоих фильмах действуют грязные политики. Отличие лишь в том, что искать подтексты и актуальности в «Тебя» не стоит: их тут просто нет.
Создательница ленты, шотандка Линн Рэмси, публицистикой не балуется, её интересует чистое искусство. И сюжет про отставника, которому влиятельный сенатор поручает вызволить свою дочку из борделя — не повод для зубодробительного высказывания про Трампа, а стержень, на который нанизаны яркие, изобретательные эффекты.
Вместе с оператором Томасом Таунендом Рэмси строит «Тебя...» на балансировании между мрачными, эффектными, грохочущими ночными сценами и нервическими, раздражающими, туманными дневными. Спецзадания, вторжения и нападения даны динамично, ритмично, образцово и отлаженно. Встречи с мамой, поездки на метро, разговоры с заказчиками и товарищами — нервически, а вздрыге. Рэмси показывает себя как радикальный адепт монтажного кино: почти весь фильм состоит из резких, акцентированных крупных планов. Молоток, пот на лбу, нож в руке, руки, вцепвшиеся в руль.
Но самое эффектное в картине — Хоакин Феникс, исполняющий главную роль. Вряд ли есть в современном американском кино хоть один актер такого ранга, который бы нес в себе столько дичи, ярости, двойных и тройных смыслов. Порывистый, по-хорошему безумный — чего стоит хотя бы его демонстративный уход из кино, оказавшийся потом блефом и частью съемочного процесса документалки «Я всё еще здесь». Роль супермена на грани нервного срыва — стопроцентно его. Никто другой не умеет так беситься, играть желваками, глотать таблетки и сжимать рукоятку молотка перед тем, как долбануть им по башке очередному злодею.
Фото: vk.com/rwvfilms
Идеально выбрана и его партнерша, модель русского происхождения Екатерина Самсонова. Её инопланетный экстерьер, общая странноватость добавляют роли дочки сенатора глубины, незаурядности.
Отдельная песня — буквально — музыка гитариста Radiohead Джонни Гринвуда. Он сочинил для «Тебя» целую партитуру, сложенную не только из битов и гитарного рева, но и стуков, шорохов, голосов, реплик. Финальным аккордом ленты — после драматичной, напряженной развязки — вообще звучит неожиданный хрюк трубочки в стакане с коктейлем.
Рэмси здесь, конечно, заставляет уверовать в возможность жестокого кино XXI века. Снимать про кровь и жесть можно и сегодня, только для этого нужно обладать яростью, смелостью, резкостью. Они есть мало у кого из людей, работающих в кино. Рэмси ими наделена, и это её персональное большое везение.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»
Что носила Мона Лиза, «Похвала селедке» и «бриллиантовые» интриги при дворе. О чем расскажут в эрмитажном лектории
Новости
- 19 сентября 2024 - «Начинаешь листать — захватывает». Иван Ургант в Петербурге поделился ощущениями от выхода своей книги с пустыми страницами
- 18 сентября 2024 - В Петербурге откроют именную скамью с кепкой — памяти режиссера Сергея Соловьева
- 18 сентября 2024 - Послушайте, как Владимир Кехман поет на афтепати культурного форума
- 17 сентября 2024 - В Минкульте создали новый департамент, он займется укреплением традиционных ценностей в воспитании
- 17 сентября 2024 - На исторической территории «Степана Разина» откроют мультимедийную «Цистерну»
Статьи
-
19 сентября 2024, 11:42Самый дорогостоящий французский фильм этого года, экранизация романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» поражает не только постановочным размахом, но и той дерзостью, с какой режиссерский тандем Александра де Ла Пательер и Матье Делапорта вносит самые неожиданные и не всегда понятные коррективы в сюжетную канву первоисточника.
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
11 сентября 2024, 18:31
-
10 сентября 2024, 17:31
-
09 сентября 2024, 19:05