
«Леди Берд»: Женский марш

В прокате — один из самых громких дебютов киносезона, «Леди Берд» с Сиршей Ронан. Что режиссёр-дебютант Грета Гервиг сделала, чтобы получить пять номинаций на «Оскар», выяснил кинообозреватель «Фонтанки».
Грета Гервиг — одна из ключевых актрис независимого кинематографа, снимавшаяся у Ноа Баумбаха и Вуди Аллена. То, что её первый фильм прогремел — получил невероятно высокие оценки зрителей и критиков, попал в шорт-листы всех возможных премий — объясняется вовсе не личностью режиссера. Вернее, не только ею. Гервиг — не тусовщица, а автор, обладающий уникальным чувством меры, стиля, да еще и внушительным талантом драматурга.
Сюжетно «Леди Берд» — образцовое инди-кино, драма взросления. В этой великой американской традиции, восходящей к «Над пропастью во ржи», конкуренция сильна: даже в русском прокате дебют Гервиг соседствует с другими, ровно такими же обаятельными вещицами про маленького ребенка в большом мире (хотя бы с «Проектом Флорида»). От прочих coming of age-драм «Леди» отличает, в первую очередь, обезоруживающая исповедальность. Главная героиня сразу заявляется как персонаж автобиографический. Она родом из Сакраменто, как и Гервиг. Она амбициозна и не лишена актерского таланта.
Сама по себе автобиографичность ничего ленте не даёт. Но благодаря ей «Леди» обретает важное свойство: в отличие от прочих драм взросления, парящих в небесах и отвлеченных, она прочно стоит на ногах. Тут очень много конкретики. Время действия — 2002 год, все перепуганы 11 сентября, говорят о нём, боятся ехать в Нью-Йорк, на стенах в школе висят самодельные траурные плакатики. Начало нулевых реконструировано дотошно: в быту, облике громоздких стационарных компьютеров, прослушивании аудиокассет в машине. То же — с характерами: они наполнены деталями и нюансами, ясными и читаемыми.
Именно конкретика позволяет «Леди» выпорхнуть из гнезда невинного молодого кино и стать чем-то большим. Драмой не про «сто дней после детства», а про мечты, стремления, амбиции. Во многом это происходит и благодаря исполнительнице главной роли, Сирше Ронан. Девица, придумавшая себе дурацкий псевдоним и мечтающая уехать из калифорнийской дыры в большой Нью-Йорк – теоретически слишком её роль. Актрису с прозрачными глазами и внешностью инопланетянки уже лет десять эксплуатируют в разных версиях образа странной девочки. У Джо Райта она играла и маленькую злодейку в «Искуплении», и ребенка-киллера в «Ханне». Гервиг смогла из этого отработанного, манипулятивного материала сделать что-то новое. Ронан в «Леди» начинает карьеру уже не милого дитяти на экране, а большой актрисы. С задачами, образным рядом, сложнейшими эпизодами, которые играет легко, иронично.
Отчасти, конечно, фильму придала значительности простая случайность. Гервиг сняла в главных мужских ролях актеров, которые засветились одновременно в других хитах сезона. Тимоти Шаламе сыграл еще в «Зови меня своим именем», а Лукас Хеджес — в «Трех билбордах». Получилось, что в «Леди» буквально сошлись звезды. Такие случайности — страшное везение.
В данном случае оно вполне объяснимо редким свойством режиссера Гервиг. Часто в профессиональных кругах говорится о том, что профессия это не женская, нет у девушек достаточной выносливости, жесткости, четкого знания, чего они хотят добиться. В качестве доказательства кивают на оскаровские шорт-листы. Гервиг — всего-то пятый случай попадания женщины в число претендентов в режиссерской номинации. «Леди» — как раз образец женского кино. Скептики будут повержены: фильмы вполне можно делать по наитию, на интуиции, драматургическая структура может держаться на эмоциях. В этом смысле Гервиг сняла ленту действительно эпохальную.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29