
«Леди Берд»: Женский марш

В прокате — один из самых громких дебютов киносезона, «Леди Берд» с Сиршей Ронан. Что режиссёр-дебютант Грета Гервиг сделала, чтобы получить пять номинаций на «Оскар», выяснил кинообозреватель «Фонтанки».
Грета Гервиг — одна из ключевых актрис независимого кинематографа, снимавшаяся у Ноа Баумбаха и Вуди Аллена. То, что её первый фильм прогремел — получил невероятно высокие оценки зрителей и критиков, попал в шорт-листы всех возможных премий — объясняется вовсе не личностью режиссера. Вернее, не только ею. Гервиг — не тусовщица, а автор, обладающий уникальным чувством меры, стиля, да еще и внушительным талантом драматурга.
Сюжетно «Леди Берд» — образцовое инди-кино, драма взросления. В этой великой американской традиции, восходящей к «Над пропастью во ржи», конкуренция сильна: даже в русском прокате дебют Гервиг соседствует с другими, ровно такими же обаятельными вещицами про маленького ребенка в большом мире (хотя бы с «Проектом Флорида»). От прочих coming of age-драм «Леди» отличает, в первую очередь, обезоруживающая исповедальность. Главная героиня сразу заявляется как персонаж автобиографический. Она родом из Сакраменто, как и Гервиг. Она амбициозна и не лишена актерского таланта.
Сама по себе автобиографичность ничего ленте не даёт. Но благодаря ей «Леди» обретает важное свойство: в отличие от прочих драм взросления, парящих в небесах и отвлеченных, она прочно стоит на ногах. Тут очень много конкретики. Время действия — 2002 год, все перепуганы 11 сентября, говорят о нём, боятся ехать в Нью-Йорк, на стенах в школе висят самодельные траурные плакатики. Начало нулевых реконструировано дотошно: в быту, облике громоздких стационарных компьютеров, прослушивании аудиокассет в машине. То же — с характерами: они наполнены деталями и нюансами, ясными и читаемыми.
Именно конкретика позволяет «Леди» выпорхнуть из гнезда невинного молодого кино и стать чем-то большим. Драмой не про «сто дней после детства», а про мечты, стремления, амбиции. Во многом это происходит и благодаря исполнительнице главной роли, Сирше Ронан. Девица, придумавшая себе дурацкий псевдоним и мечтающая уехать из калифорнийской дыры в большой Нью-Йорк – теоретически слишком её роль. Актрису с прозрачными глазами и внешностью инопланетянки уже лет десять эксплуатируют в разных версиях образа странной девочки. У Джо Райта она играла и маленькую злодейку в «Искуплении», и ребенка-киллера в «Ханне». Гервиг смогла из этого отработанного, манипулятивного материала сделать что-то новое. Ронан в «Леди» начинает карьеру уже не милого дитяти на экране, а большой актрисы. С задачами, образным рядом, сложнейшими эпизодами, которые играет легко, иронично.
Отчасти, конечно, фильму придала значительности простая случайность. Гервиг сняла в главных мужских ролях актеров, которые засветились одновременно в других хитах сезона. Тимоти Шаламе сыграл еще в «Зови меня своим именем», а Лукас Хеджес — в «Трех билбордах». Получилось, что в «Леди» буквально сошлись звезды. Такие случайности — страшное везение.
В данном случае оно вполне объяснимо редким свойством режиссера Гервиг. Часто в профессиональных кругах говорится о том, что профессия это не женская, нет у девушек достаточной выносливости, жесткости, четкого знания, чего они хотят добиться. В качестве доказательства кивают на оскаровские шорт-листы. Гервиг — всего-то пятый случай попадания женщины в число претендентов в режиссерской номинации. «Леди» — как раз образец женского кино. Скептики будут повержены: фильмы вполне можно делать по наитию, на интуиции, драматургическая структура может держаться на эмоциях. В этом смысле Гервиг сняла ленту действительно эпохальную.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

«Дело не закрыто». Что случилось с домом легендарного композитора Олега Каравайчука?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
04 июля 2025, 08:30
-
29 июня 2025, 20:28