
«Леди Берд»: Женский марш

В прокате — один из самых громких дебютов киносезона, «Леди Берд» с Сиршей Ронан. Что режиссёр-дебютант Грета Гервиг сделала, чтобы получить пять номинаций на «Оскар», выяснил кинообозреватель «Фонтанки».
Грета Гервиг — одна из ключевых актрис независимого кинематографа, снимавшаяся у Ноа Баумбаха и Вуди Аллена. То, что её первый фильм прогремел — получил невероятно высокие оценки зрителей и критиков, попал в шорт-листы всех возможных премий — объясняется вовсе не личностью режиссера. Вернее, не только ею. Гервиг — не тусовщица, а автор, обладающий уникальным чувством меры, стиля, да еще и внушительным талантом драматурга.
Сюжетно «Леди Берд» — образцовое инди-кино, драма взросления. В этой великой американской традиции, восходящей к «Над пропастью во ржи», конкуренция сильна: даже в русском прокате дебют Гервиг соседствует с другими, ровно такими же обаятельными вещицами про маленького ребенка в большом мире (хотя бы с «Проектом Флорида»). От прочих coming of age-драм «Леди» отличает, в первую очередь, обезоруживающая исповедальность. Главная героиня сразу заявляется как персонаж автобиографический. Она родом из Сакраменто, как и Гервиг. Она амбициозна и не лишена актерского таланта.
Сама по себе автобиографичность ничего ленте не даёт. Но благодаря ей «Леди» обретает важное свойство: в отличие от прочих драм взросления, парящих в небесах и отвлеченных, она прочно стоит на ногах. Тут очень много конкретики. Время действия — 2002 год, все перепуганы 11 сентября, говорят о нём, боятся ехать в Нью-Йорк, на стенах в школе висят самодельные траурные плакатики. Начало нулевых реконструировано дотошно: в быту, облике громоздких стационарных компьютеров, прослушивании аудиокассет в машине. То же — с характерами: они наполнены деталями и нюансами, ясными и читаемыми.
Именно конкретика позволяет «Леди» выпорхнуть из гнезда невинного молодого кино и стать чем-то большим. Драмой не про «сто дней после детства», а про мечты, стремления, амбиции. Во многом это происходит и благодаря исполнительнице главной роли, Сирше Ронан. Девица, придумавшая себе дурацкий псевдоним и мечтающая уехать из калифорнийской дыры в большой Нью-Йорк – теоретически слишком её роль. Актрису с прозрачными глазами и внешностью инопланетянки уже лет десять эксплуатируют в разных версиях образа странной девочки. У Джо Райта она играла и маленькую злодейку в «Искуплении», и ребенка-киллера в «Ханне». Гервиг смогла из этого отработанного, манипулятивного материала сделать что-то новое. Ронан в «Леди» начинает карьеру уже не милого дитяти на экране, а большой актрисы. С задачами, образным рядом, сложнейшими эпизодами, которые играет легко, иронично.
Отчасти, конечно, фильму придала значительности простая случайность. Гервиг сняла в главных мужских ролях актеров, которые засветились одновременно в других хитах сезона. Тимоти Шаламе сыграл еще в «Зови меня своим именем», а Лукас Хеджес — в «Трех билбордах». Получилось, что в «Леди» буквально сошлись звезды. Такие случайности — страшное везение.
В данном случае оно вполне объяснимо редким свойством режиссера Гервиг. Часто в профессиональных кругах говорится о том, что профессия это не женская, нет у девушек достаточной выносливости, жесткости, четкого знания, чего они хотят добиться. В качестве доказательства кивают на оскаровские шорт-листы. Гервиг — всего-то пятый случай попадания женщины в число претендентов в режиссерской номинации. «Леди» — как раз образец женского кино. Скептики будут повержены: фильмы вполне можно делать по наитию, на интуиции, драматургическая структура может держаться на эмоциях. В этом смысле Гервиг сняла ленту действительно эпохальную.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 07 апреля 2025 - Мудрость уже попрала порок. В парках Царского Села со скульптуры снимают зимние короба
- 07 апреля 2025 - «Когбуд-то» и «корабельный коп». Организаторы «Тотального диктанта» рассказали, какие ошибки допускали участники
- 07 апреля 2025 - Создатели «Слова пацана» завершили съемки сериала «Москва слезам не верит»
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».