Разведка наша — весь народ: второй сезон «Спящих»
Перед выборами по телевизору показали сериал «Спящие»-2. Первый сезон запомнился скандалом вокруг режиссёра Юрия Быкова. Вторая часть хорошо снята, но прямолинейна и груба, как отцовский подзатыльник. За что ругают новых «Спящих», и стоит ли их смотреть, выяснила «Фонтанка».
Первый сезон «Спящих» — патриотический детектив о том, как внедрённые агенты США вредят России. Им противостоит суровый и честный чекист в исполнении Игоря Петренко. Сценарист Сергей Минаев, продюсер Фёдор Бондарчук и режиссёр Юрий Быков нарисовали мощную, неоднозначную и провокационную картину о борьбе сил добра (Россия) против сил зла (американская разведка).
Само собой, фильм всколыхнул прогрессивную общественность и запомнился в итоге скандалом. Соцсети взорвались негодованием: «Провластная агитка! Государственная пропаганда!» После шквала критики режиссёр Юрий Быков объявил об уходе из кино. «Мне придется уйти надолго в тень — и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить», — сказал он на своей странице «ВКонтакте».
И вот вышел второй сезон. Прямо перед выборами. Уже без Быкова, но, как и раньше — со злыми американцами и отважными чекистами. Вся команда, работавшая над первой частью, осталась на своих местах — только режиссёрское кресло сел Сергей Арланов («Солдаты», «Маргоша», «Молодежка»). Если первый сезон рассказывал о проблемах внутренней политики, сюжет короткого четырёхсерийного второго сезона переместился в область политики внешней.
В начале 2015 года на границе Ливии и Туниса террористы нападают на гуманитарную миссию и убивают всех, кроме одного человека, который успел узнать кое-что о готовящемся теракте. Агент пытается связаться со своим московским куратором, бывшим полковником ФСБ Родионовым (Игорь Петренко), который работает начальником службы безопасности крупного российского банка. Получив послание, Родионов выпрашивает у коллег командировку в Тунис.
Жена полковника галеристка Кира летит туда же, чтобы оценить картины, которые хочет купить бизнесмен Резник. У неё есть сын Артём, который отправляется со своим другом в Турцию к красивой девушке из интернета. В общем, все оказываются в горячих точках, всем угрожает опасность, злые американцы и террористы с бомбами.
«Спящие-2» очень хорошо сняты. В техническом плане после ухода Быкова сериал нисколько не потерял. Камера всегда на своём месте, по-разному ведёт себя в статичных и динамичных сценах. Количество планов на сцену — ровно такое, какое нужно. Медленно плывущие «симметричные кадры» выдают в операторе Юрии Коробейникове фаната Стэнли Кубрика. Это выглядит намного лучше большинства отечественных сериальных поделок, снятых в стиле плохого рекламного ролика.
Как и в первой части, Игорь Петренко классно исполнил свою роль. Предъявлять ему претензии за то, что он играет Типичного Чекиста С Холодной Головой — всё равно что ругать воду за то, что она мокрая. Именно так здесь и нужно играть, именно такой роли и требует сериал. У нас было много кино- и телепродукта про суровых ментов и честных фсбшников, но все они отталкивались от стремления к реалистичности. А Петренко рисует красивый и суровый образ, абсолютно не имеющий отношения к действительности. Да-да, как старом добром сталинском кино «Ошибка инженера Кочина» 1939 года. Чекист — рыцарь, чекист — кристально чистый человек, чекист — античный герой, глыба, кремень. Это без всякой иронии, если что.
Фото: скриншот трейлера
Но в «Спящих»-2 — те же минусы, что и в «Ошибке инженера Кочина», даже ещё жирнее. А именно — прямолинейность, даже так: ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ капслоком. Вот вам, пожалуйста, на ладони: злые американцы, которые хотят поставлять переносной зенитный ракетный комплекс «умеренным радикалам». Вот террористы, которые маскируют свой лагерь под пункт для беженцев. Их коварные планы совершенно случайно раскрываются в первые пять минут, как и планы американцев. Американцы, конечно же, сразу объясняют, как боятся русских. И опасаются, что, если поставят террористам ПЗРК, у всех будут проблемы.
Такая прямолинейность хороша для пропагандистского кино. От него не требуется хитроумных сюжетных ходов, скрытого дна, двояких толкований, сюжетных параллелей и прочего. Надо подать идею — вот она, на ладони, в виде питательной биомассы, которую за вас уже разжевали, осталось только проглотить.
Если смотреть на «Спящих»-2 как на художественное высказывание, сразу вылезает наружу топорность сценария и излишняя прямота диалогов. Кажется, ещё чуть-чуть — и на экране начнёт пафосно ходить отечественный актёр Александр Невский, получивший известность за участие в низкосортных боевиках. Диалоги вполне в его стиле. К тому же, отлично играющего Игоря Петренко окружают вялые статисты, не очень понимающие, что они делают в кадре.
Видно, что сериал очень старались выпустить к выборам. А потому — поспешили, накромсали и порезали. Получилась добротная агитка, но среднее кино. Правда, такого же шквала критики, как с первой частью, не вышло. Эффект неожиданности, видимо, уже не тот.
Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев написал колонку на Deutsche Welle, в которой заметил, что на фоне реальных скандалов вокруг аргентинского кокаина и Насти Рыбки сюжет «Спящих» выглядит так себе: действительность намного интереснее. Ксения Болецкая из «Ведомостей» в своём Telegram-канале тоже прошлась по сериалу: «Там пока ничего нового — кругом враги, свободный мир такой свободный что русских детей террористы похищают, «пиндосы наступают», слабаки предают Родину, а Лубянка — Орден рыцарей без страха и упрёка да на белом коне».
В такой реакции — ничего удивительного. Условно «либеральный» зритель, понятно, будет этот сериал ругать. Опять же, за то, что вода мокрая, а огонь горячий. Но вот ведь беда — не всякий «патриотичный» зритель оценит поспешность и топорность «Спящих». Право, не стоит держать патриотичного зрителя за обывателя, который схавает всё. Он на такое и обидеться может.
Создатели «Спящих-2» выполнили свою задачу — сделать предвыборную агитку. Жаль, что перед ними не стояло задачи сделать хороший и умный сериал. Особенно удивило регулярное появление в кадре фотографий Владимира Путина при том, что каждая серия предваряется надписью: «Все персонажи вымышлены».
Александр Пелевин, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Лучшие сериалы марта: выбор «Фонтанки»
Американский ремейк «Майора»: ненависть как национальная идея
Ленинград обэриутов, история лжи, великие еретики и внезапная польза математики: нон-фикшн этой осени
Новости
- 04 ноября 2024 - Мариинский театр открыл для публики новый зал Стравинского
- 04 ноября 2024 - «Не может билет стоить месячный оклад». Николай Цискаридзе выступил за доступность государственных театров
- 03 ноября 2024 - На Соборной площади поселили рыжего кота, а Ботный домик ушел под воду
- 02 ноября 2024 - В Филармонии на годовщину ухода Юрия Темирканова открыли выставку его памяти и проведут концерт
- 02 ноября 2024 - «Алиса» переносит концерты «Гойда-тура» в крупнейших городах из-за низкой продажи билетов
Статьи
-
03 ноября 2024, 12:22«Век-волкодав» был жесток и к людям, и к музейным собраниям. Многие знают о драматических распродажах эрмитажных шедевров за границу, но что в эпоху войн, революций и идеологической борьбы происходило с другими музеями? Некоторые из них перестали существовать, другие, напротив, именно тогда сформировали коллекции. «Фонтанка» узнала у музейщиков, чего они лишились и что обрели в прошлом столетии.
-
30 октября 2024, 18:55Новая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в «Манеже» мало похожа на обычные проекты ЦВЗ: все-таки за последние годы устоялось, что здесь всегда — про искусство и творчество. А тут вдруг два этажа выставочного зала заняла техника и макеты. Да и вообще, собираясь на выставку музея, не ожидаешь смотреть на трамвай с современных улиц, башню «Лахта Центра» или протезы. Тем не менее, все это на выставке есть.
-
28 октября 2024, 16:16
-
27 октября 2024, 12:18
-
02 ноября 2024, 08:30
-
26 октября 2024, 18:21