Вышла хрестоматия текстов о блокаде для подростков
Первая хрестоматия, объединившая тексты разных жанров о блокаде Ленинграда, появилась на прилавках петербургских магазинов. Автор проекта — поэт и исследователь блокадной культуры, профессор русской литературы в Хэмпшир-колледже (Массачусетс) Полина Барскова.
Под обложкой — больше двадцати текстов, организованных в четыре раздела. Это созданные во время блокады полухудожественные зарисовки; стихи; дневники; записанный в послевоенное время воспоминания. Некоторые авторы — Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Ольга Берггольц, Вадим Шефнер, Леонид Пантелеев, Таня Савичева — хорошо знакомы современным читателям. Другие — лишены широкой известности. В хрестоматии, например, опубликованы воспоминания экономиста Виктора Торкановского, жены поэта Льва Лосева Нины Моховой-Лосевой, электротехника Аэлиты Востровой и химика Галины Салямон, дневники художницы Елены Мартилла и погибшего в блокаду подростка Миши Тихомирова.
Мысль о том, чтобы создать хрестоматию, пришла к Барсковой в Берлине, в музее Мемориала убитым евреям Европы. Одно из помещений здесь целиком посвящено первоисточникам. «Превращенные в световые панно, с нами «говорят» страницы дневников и воспоминаний о Холокосте. Звучат голоса исчезнувших, они обращаются непосредственно к нам», — отмечается в предисловии.
Хрестоматия, в первую очередь, обращена к подросткам. Барскова стремится включить сегодняшних тинейджеров в диалог с их ровесниками, жившими в Ленинграде в 1941-1944-го:
— Современный подросток, на мой взгляд, может гораздо суровее пострадать от отсутствия связи с исторической памятью, чем от контакта с ней, — рассказала Барскова «Фонтанке».
Для взрослых читателей хрестоматия станет опытом историко-филологического размышления. Барскова исследует различные способы говорения о блокаде.
— Чтобы те, кто захочет знать о блокаде, обладали чем-то вроде карты: вот так, в этих жанрах шел рассказ о блокаде, таковы наши источники. Ещё во время блокады возникло очень значительное число текстов, самых различных, о происходящем. И теперь вроде уж настало время разбираться в этом мощном и мучительном разнообразии: это была центральная идея, наметить объём и сложность, — отмечает поэт.
Справка:
Полина Барскова родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1998 году переехала в США, где окончила аспирантуру в Калифорнийском университете (Беркли). Выпустила книгу «Петербург в блокаде: эстетика города как перечитывание», поэтическую антологию «Written in the Dark: Five Poets in the Siege of Leningrad», поэтический цикл «Справочник ленинградских писателей-фронтовиков: 1941-1945»; прозаическую книгу «Живые картины», где блокадные мотивы переплелись с автобиографическими.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
Трудное чтение: «Краденый город» и другие книги для детей и подростков о блокаде
Куда пойти 14–16 ноября: открытие первого катка, Beat Weekend, «Дягилев P.S.», фестиваль кимчи
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 13 ноября 2025 - В Александринском театре — светская премьера фильма «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина
- 13 ноября 2025 - Мультсериалы «Даша-путешественница» и «Истории Черепашек-ниндзя» закроют
- 13 ноября 2025 - На ярмарке Nonfiction представят новый роман Проханова «Милый танк»
- 12 ноября 2025 - Начались съемки фильма «Истребители» о событиях 1991 года на крейсере «Адмирал Кузнецов»
- 11 ноября 2025 - Плюс — не помеха: «Новая Голландия» с выходных открывает каток
Статьи
-
14 ноября 2025, 14:40В Александринском театре прошла премьера фантастической мелодрамы Егора Кончаловского «Авиатор» по одноименному роману Евгения Водолазкина. В книге Александринка — одна из первых локаций, которые вспоминаются герою-попаданцу, заброшенному в результате научного эксперимента из начала прошлого века в наши дни, но вообще-то прямых связей с первоисточником в фильме не так уж много.
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
05 ноября 2025, 15:50
-
02 ноября 2025, 18:46
