Вышла хрестоматия текстов о блокаде для подростков

12 марта 2018, 15:53
Версия для печати Версия для печати

Первая хрестоматия, объединившая тексты разных жанров о блокаде Ленинграда, появилась на прилавках петербургских магазинов. Автор проекта — поэт и исследователь блокадной культуры, профессор русской литературы в Хэмпшир-колледже (Массачусетс) Полина Барскова.

Под обложкой — больше двадцати текстов, организованных в четыре раздела. Это созданные во время блокады полухудожественные зарисовки; стихи; дневники; записанный в послевоенное время воспоминания. Некоторые авторы — Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Ольга Берггольц, Вадим Шефнер, Леонид Пантелеев, Таня Савичева — хорошо знакомы современным читателям. Другие — лишены широкой известности. В хрестоматии, например, опубликованы воспоминания экономиста Виктора Торкановского, жены поэта Льва Лосева Нины Моховой-Лосевой, электротехника Аэлиты Востровой и химика Галины Салямон, дневники художницы Елены Мартилла и погибшего в блокаду подростка Миши Тихомирова.

Мысль о том, чтобы создать хрестоматию, пришла к Барсковой в Берлине, в музее Мемориала убитым евреям Европы. Одно из помещений здесь целиком посвящено первоисточникам. «Превращенные в световые панно, с нами «говорят» страницы дневников и воспоминаний о Холокосте. Звучат голоса исчезнувших, они обращаются непосредственно к нам», — отмечается в предисловии.

Хрестоматия, в первую очередь, обращена к подросткам. Барскова стремится включить сегодняшних тинейджеров в диалог с их ровесниками, жившими в Ленинграде в 1941-1944-го:

— Современный подросток, на мой взгляд, может гораздо суровее пострадать от отсутствия связи с исторической памятью, чем от контакта с ней, — рассказала Барскова «Фонтанке».

Для взрослых читателей хрестоматия станет опытом историко-филологического размышления. Барскова исследует различные способы говорения о блокаде.

— Чтобы те, кто захочет знать о блокаде, обладали чем-то вроде карты: вот так, в этих жанрах шел рассказ о блокаде, таковы наши источники. Ещё во время блокады возникло очень значительное число текстов, самых различных, о происходящем. И теперь вроде уж настало время разбираться в этом мощном и мучительном разнообразии: это была центральная идея, наметить объём и сложность, — отмечает поэт.

Справка:

Полина Барскова родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1998 году переехала в США, где окончила аспирантуру в Калифорнийском университете (Беркли). Выпустила книгу «Петербург в блокаде: эстетика города как перечитывание», поэтическую антологию «Written in the Dark: Five Poets in the Siege of Leningrad», поэтический цикл «Справочник ленинградских писателей-фронтовиков: 1941-1945»; прозаическую книгу «Живые картины», где блокадные мотивы переплелись с автобиографическими.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Ранее по теме:

Трудное чтение: «Краденый город» и другие книги для детей и подростков о блокаде

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>