Вышла хрестоматия текстов о блокаде для подростков

Первая хрестоматия, объединившая тексты разных жанров о блокаде Ленинграда, появилась на прилавках петербургских магазинов. Автор проекта — поэт и исследователь блокадной культуры, профессор русской литературы в Хэмпшир-колледже (Массачусетс) Полина Барскова.
Под обложкой — больше двадцати текстов, организованных в четыре раздела. Это созданные во время блокады полухудожественные зарисовки; стихи; дневники; записанный в послевоенное время воспоминания. Некоторые авторы — Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Ольга Берггольц, Вадим Шефнер, Леонид Пантелеев, Таня Савичева — хорошо знакомы современным читателям. Другие — лишены широкой известности. В хрестоматии, например, опубликованы воспоминания экономиста Виктора Торкановского, жены поэта Льва Лосева Нины Моховой-Лосевой, электротехника Аэлиты Востровой и химика Галины Салямон, дневники художницы Елены Мартилла и погибшего в блокаду подростка Миши Тихомирова.
Мысль о том, чтобы создать хрестоматию, пришла к Барсковой в Берлине, в музее Мемориала убитым евреям Европы. Одно из помещений здесь целиком посвящено первоисточникам. «Превращенные в световые панно, с нами «говорят» страницы дневников и воспоминаний о Холокосте. Звучат голоса исчезнувших, они обращаются непосредственно к нам», — отмечается в предисловии.
Хрестоматия, в первую очередь, обращена к подросткам. Барскова стремится включить сегодняшних тинейджеров в диалог с их ровесниками, жившими в Ленинграде в 1941-1944-го:
— Современный подросток, на мой взгляд, может гораздо суровее пострадать от отсутствия связи с исторической памятью, чем от контакта с ней, — рассказала Барскова «Фонтанке».
Для взрослых читателей хрестоматия станет опытом историко-филологического размышления. Барскова исследует различные способы говорения о блокаде.
— Чтобы те, кто захочет знать о блокаде, обладали чем-то вроде карты: вот так, в этих жанрах шел рассказ о блокаде, таковы наши источники. Ещё во время блокады возникло очень значительное число текстов, самых различных, о происходящем. И теперь вроде уж настало время разбираться в этом мощном и мучительном разнообразии: это была центральная идея, наметить объём и сложность, — отмечает поэт.
Справка:
Полина Барскова родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1998 году переехала в США, где окончила аспирантуру в Калифорнийском университете (Беркли). Выпустила книгу «Петербург в блокаде: эстетика города как перечитывание», поэтическую антологию «Written in the Dark: Five Poets in the Siege of Leningrad», поэтический цикл «Справочник ленинградских писателей-фронтовиков: 1941-1945»; прозаическую книгу «Живые картины», где блокадные мотивы переплелись с автобиографическими.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
Трудное чтение: «Краденый город» и другие книги для детей и подростков о блокаде

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36