Вышла хрестоматия текстов о блокаде для подростков
Первая хрестоматия, объединившая тексты разных жанров о блокаде Ленинграда, появилась на прилавках петербургских магазинов. Автор проекта — поэт и исследователь блокадной культуры, профессор русской литературы в Хэмпшир-колледже (Массачусетс) Полина Барскова.
Под обложкой — больше двадцати текстов, организованных в четыре раздела. Это созданные во время блокады полухудожественные зарисовки; стихи; дневники; записанный в послевоенное время воспоминания. Некоторые авторы — Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Ольга Берггольц, Вадим Шефнер, Леонид Пантелеев, Таня Савичева — хорошо знакомы современным читателям. Другие — лишены широкой известности. В хрестоматии, например, опубликованы воспоминания экономиста Виктора Торкановского, жены поэта Льва Лосева Нины Моховой-Лосевой, электротехника Аэлиты Востровой и химика Галины Салямон, дневники художницы Елены Мартилла и погибшего в блокаду подростка Миши Тихомирова.
Мысль о том, чтобы создать хрестоматию, пришла к Барсковой в Берлине, в музее Мемориала убитым евреям Европы. Одно из помещений здесь целиком посвящено первоисточникам. «Превращенные в световые панно, с нами «говорят» страницы дневников и воспоминаний о Холокосте. Звучат голоса исчезнувших, они обращаются непосредственно к нам», — отмечается в предисловии.
Хрестоматия, в первую очередь, обращена к подросткам. Барскова стремится включить сегодняшних тинейджеров в диалог с их ровесниками, жившими в Ленинграде в 1941-1944-го:
— Современный подросток, на мой взгляд, может гораздо суровее пострадать от отсутствия связи с исторической памятью, чем от контакта с ней, — рассказала Барскова «Фонтанке».
Для взрослых читателей хрестоматия станет опытом историко-филологического размышления. Барскова исследует различные способы говорения о блокаде.
— Чтобы те, кто захочет знать о блокаде, обладали чем-то вроде карты: вот так, в этих жанрах шел рассказ о блокаде, таковы наши источники. Ещё во время блокады возникло очень значительное число текстов, самых различных, о происходящем. И теперь вроде уж настало время разбираться в этом мощном и мучительном разнообразии: это была центральная идея, наметить объём и сложность, — отмечает поэт.
Справка:
Полина Барскова родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1998 году переехала в США, где окончила аспирантуру в Калифорнийском университете (Беркли). Выпустила книгу «Петербург в блокаде: эстетика города как перечитывание», поэтическую антологию «Written in the Dark: Five Poets in the Siege of Leningrad», поэтический цикл «Справочник ленинградских писателей-фронтовиков: 1941-1945»; прозаическую книгу «Живые картины», где блокадные мотивы переплелись с автобиографическими.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
Трудное чтение: «Краденый город» и другие книги для детей и подростков о блокаде
Куда пойти 20 — 22 сентября: осенний фестиваль фонтанов в Нижнем Парке, маленький Китай в «Севкабель Порту» и «Рокштадт»
Новости
- 20 сентября 2024 - Башню Святого Олафа в Выборге с новым стеклянным лифтом показали изнутри
- 19 сентября 2024 - «Начинаешь листать — захватывает». Иван Ургант в Петербурге поделился ощущениями от выхода своей книги с пустыми страницами
- 18 сентября 2024 - В Петербурге откроют именную скамью с кепкой — памяти режиссера Сергея Соловьева
- 18 сентября 2024 - Послушайте, как Владимир Кехман поет на афтепати культурного форума
- 17 сентября 2024 - В Минкульте создали новый департамент, он займется укреплением традиционных ценностей в воспитании
Статьи
-
19 сентября 2024, 18:25Сентябрь — пора запуска новых абонементов Эрмитажа, новых курсов его Университета истории зарубежного искусства и объявления расписания лекций. Как обычно, самые востребованные абонементы было в доступе недолго — но если вы рассчитываете с нового учебного года заняться самообразованием, возможность еще есть. А выбрать самое интересное поможет гид «Фонтанки».
-
19 сентября 2024, 11:42Самый дорогостоящий французский фильм этого года, экранизация романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» поражает не только постановочным размахом, но и той дерзостью, с какой режиссерский тандем Александра де Ла Пательер и Матье Делапорта вносит самые неожиданные и не всегда понятные коррективы в сюжетную канву первоисточника.
-
12 сентября 2024, 15:06
-
11 сентября 2024, 18:31
-
10 сентября 2024, 17:31