Вышла хрестоматия текстов о блокаде для подростков

Первая хрестоматия, объединившая тексты разных жанров о блокаде Ленинграда, появилась на прилавках петербургских магазинов. Автор проекта — поэт и исследователь блокадной культуры, профессор русской литературы в Хэмпшир-колледже (Массачусетс) Полина Барскова.
Под обложкой — больше двадцати текстов, организованных в четыре раздела. Это созданные во время блокады полухудожественные зарисовки; стихи; дневники; записанный в послевоенное время воспоминания. Некоторые авторы — Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Ольга Берггольц, Вадим Шефнер, Леонид Пантелеев, Таня Савичева — хорошо знакомы современным читателям. Другие — лишены широкой известности. В хрестоматии, например, опубликованы воспоминания экономиста Виктора Торкановского, жены поэта Льва Лосева Нины Моховой-Лосевой, электротехника Аэлиты Востровой и химика Галины Салямон, дневники художницы Елены Мартилла и погибшего в блокаду подростка Миши Тихомирова.
Мысль о том, чтобы создать хрестоматию, пришла к Барсковой в Берлине, в музее Мемориала убитым евреям Европы. Одно из помещений здесь целиком посвящено первоисточникам. «Превращенные в световые панно, с нами «говорят» страницы дневников и воспоминаний о Холокосте. Звучат голоса исчезнувших, они обращаются непосредственно к нам», — отмечается в предисловии.
Хрестоматия, в первую очередь, обращена к подросткам. Барскова стремится включить сегодняшних тинейджеров в диалог с их ровесниками, жившими в Ленинграде в 1941-1944-го:
— Современный подросток, на мой взгляд, может гораздо суровее пострадать от отсутствия связи с исторической памятью, чем от контакта с ней, — рассказала Барскова «Фонтанке».
Для взрослых читателей хрестоматия станет опытом историко-филологического размышления. Барскова исследует различные способы говорения о блокаде.
— Чтобы те, кто захочет знать о блокаде, обладали чем-то вроде карты: вот так, в этих жанрах шел рассказ о блокаде, таковы наши источники. Ещё во время блокады возникло очень значительное число текстов, самых различных, о происходящем. И теперь вроде уж настало время разбираться в этом мощном и мучительном разнообразии: это была центральная идея, наметить объём и сложность, — отмечает поэт.
Справка:
Полина Барскова родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1998 году переехала в США, где окончила аспирантуру в Калифорнийском университете (Беркли). Выпустила книгу «Петербург в блокаде: эстетика города как перечитывание», поэтическую антологию «Written in the Dark: Five Poets in the Siege of Leningrad», поэтический цикл «Справочник ленинградских писателей-фронтовиков: 1941-1945»; прозаическую книгу «Живые картины», где блокадные мотивы переплелись с автобиографическими.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
Трудное чтение: «Краденый город» и другие книги для детей и подростков о блокаде

«Правда, шкатулка!» Финалисты конкурса имени Шаляпина заставили вибрировать витражи в новом концертном зале на Английской набережной
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
- 13 октября 2025 - Петербуржец выкупил на аукционе старинную карту Ингерманландии, вывезенную из Павловского дворца
Статьи
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
05 октября 2025, 19:22
-
13 октября 2025, 18:17