«Проект Флорида»: «Диснею» и не снилось
От режиссёра Шона Бейкера, слава богу, понятно, чего ожидать. Он снимает примерно одинаковое кино — в русском прокате засветился его «Мандарин», фильм о криминальном трансгендере. Кто-то мог видеть «Старлетку» — драму об отношениях молодой актрисы и её пожилой коллеги. В общем, Бейкер — автор меланхоличного, в меру остроумного и импрессионистского кино. Фильмов, в которых ничего не происходит, но обаяние экранного действия таково, что оторваться невозможно.
То же самое можно сказать и про «Проект Флорида». Два часа малышка Муни вместе со своей мамой, татуированной безработной девицей, шатается по дешевому мотелю, где они обитают, и его окрестностям. Встречают таких же, как они, лузеров. Канючат деньги. Пьют молочные коктейли, рыгают в закусочной. Во многом притягательность и обаяние этих похождений созданы отлично найденной Бейкером деталью. Дело происходит не просто во Флориде — вшивый мотель расположен под боком у Диснейленда. Из этого соседства вырастает магнетическое постоянство веселья и грязи в кадре. Клоповник жарится под ярким солнцем, безработные и торчки купаются в бассейне у пальм, мимо снуют толстяки-туристы с чемоданами на колёсиках. Фактура «Проекта» — насыщенная, яркая, и составляет едва ли не половину фильма.
Фото: a24films.com
Картина попала в этом году в оскаровский шорт-лист — что для такого простого, лишенного претензий, во всех смыслах дешевого кино неплохо. Лента участвовала в номинации «Лучшая роль второго плана». На главную кинопремию мира претендовал Уиллем Дефо, причем заслуженно считался до последнего момента одним из фаворитов. Даже с его багажом, работами в фильмах Триера хотя бы, в «Проекте» он сыграл одну из лучших своих ролей — администратора того самого клоповника. Вяленого на солнце лузера, уставшего вытаскивать своих подопечных из жизненной дыры. Хотя с таким же успехом на «Оскар» мог претендовать буквально каждый актер «Проекта»: от энергичной, яркой, хулиганской исполнительницы главной роли Бруклин Принс до Кейлеба Лэндри Джонса (того, что играет рыжего рекламщика в «Трех билбордах»). У всех тут есть пространство, чтобы разгуляться.
Но больше всего «Проект» впечатляет не актерскими работами и даже не сильным сценарным ходом, а тем, как гармонично тут сочетаются взаимоисключающие, вроде, вещи. С одной стороны — обаяние независимого кино, внимание к деталям, фактура, эффектные визуальные решения. С другой — элементы отвратительного, претенциозного, дурно сляпанного «фильма молодого режиссера». Даже визуально внутри «Проекта» словно каналы переключают: в одном эпизоде выкрашенный в пурпурный мотель выглядит стильно-кокетливо, а в другой уже отвратительно и нелепо. Одна сцена может быть эффектно снята одним планом, со стабилизированным изображением, а следующая – на дивикам, дешево и сердито, да еще с тревожной музыкой за кадром, совершенно противной самой органике фильма.
Это сочетание несочетаемого срабатывает неожиданным образом. Не режет глаз, а составляет главное, наверное, обаяние «Проекта». Он несовершенен, как ребенок или подросток. Отвратителен и прекрасен одновременно. Он похож, наконец, на живое существо — чем не могли похвастаться прочие ленты Бейкера. Да и вообще мало какому кино это свойственно.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 6–8 сентября: «Дары осени», «Яблочный полдень», новый театральный сезон и фестиваль кино из Китая
Новости
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
- 04 сентября 2024 - Форум объединенных культур в Петербурге начнется с лекции патриарха Кирилла
- 04 сентября 2024 - Константин Эрнст заявил, что «в футболе всегда выигрывают команды из католических стран» и объяснил почему
Статьи
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
01 сентября 2024, 19:24
-
29 августа 2024, 18:41