«Погружение» Вима Вендерса: Осень патриарха

01 марта 2018, 16:47
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Погружение», не самая удачная попытка европейского киноклассика создать острое и захватывающее зрелище. Не спасают даже сомалийские пираты и Алисия Викандер.

Статус Вима Вендерса как патриарха кинематографа старого света подтверждается не только должностью президента Европейской киноакадемии. Автор «Неба над Берлином» обладает еще и редкой сдержанностью: он не претендует на то, чтобы рассказывать в своих фильмах истории. Куда больше Вендерса волнуют технические и документальные эксперименты: лучшие картины последних десяти лет — именно из этой сферы. «Пина» показывала возможности трехмерного изображения, «Соль земли» балансировала на грани кино и репортажа, «Буэна Виста» вовсе представляла собой развернутый клип на песни популярного кубинского оркестра. Последний раз Вендерс пытался снять что-то большое, повествовательное, с известными актерами больше десяти лет назад, когда работал над «Землей изобилия», «Входите без стука» и «Отелем "Миллион долларов"».

Теперь режиссер решил к чему-то такому вернуться — снять развернутое игровое кино с драматургией, ролями и историей. В основе «Погружения» — достаточно популярная в англоязычном мире книжка Дж.М.Ледгарда, эффектно выстроенная. По сюжету, на французском курорте проводят короткий отпуск супруги — инженер и океанолог. Счастливые дни завершаются расставанием: он удаляется в командировку, она — погружаться на дно морское. Он оказывается агентом спецслужб, попадает в плен к сомалийским бандитам, она ждет от него звонка или хоть смски. Ничего, кроме этого сюжетного фокуса — герои расстаются и дальше существуют на страницах романа параллельно — Ледгард предложить не мог.

Примерно ясно, почему Вендерс вообще за «Погружение» взялся: тут есть много разной, яркой, эффектной фактуры. И сомалийские пираты, и морские глубины, и эротизм, и сладкая жизнь, и наука, и шпионские игры. И всё это нанизано на многозначительную сюжетную основу: любовь, преодолевающая время и пространство. Из такого материала вполне можно слепить новую «Профессию: репортер».

Не вышло. В первую очередь, из-за сюжета. Вернее, сценария: его автор Эрин Дигнам честно пытается поиграть с кокетливой прозой Ледгарда. Переносит курортные события во флешбеки, переставляет события местами. Но лучше сюжет от этого не становится. Как был стоеросовым, так и остался.



Фото: paradisegroup.ru

Не спасают и актерские работы — хотя на главные роли Вендерс и пригласил лучших в своей категории, Джеймса Макэвоя и Алисию Викандер. Они могут сыграть что угодно — но только не тут. Макэвой страдает, обрастает бородой. Викандер переживает и стреляет глазами в экран телефона. Обоим в рамках «Погружения» явно скучно.

Зато в том, что Вендерсу близко и знакомо, с чем он работает постоянно, тут все в порядке. Камера Бенуа Деби словно просыпается от дремы там, где начинаются пейзажи и морские глубины. «Погружению» не нужна ни история, ни актуальные темы — окружающая среда, терроризм — ни даже актеры. Вендерсу требуется только сильный, самоигральный объект для съемки: песок, вода, огонь, ветер. Если оставить от фильма только сцены с их участием — получится образец визуального искусства. И образцовый фильм Вендерса — хоть энциклопедическую статью иллюстрируй.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>