Литературный футбол: «Большая книга» огласила шорт-лист

Национальная премия «Большая книга» огласила шорт-лист из 11 книг и авторов – своего рода список сборной России по литературе на 2013 год. Не думаю, что открою кому-нибудь Америку, если скажу, что шорт-листы творческих премий, как правило, интереснее и показательнее с точки зрения отражения уровня и тенденций, чем итоговые списки лауреатов, на которые уже в полную силу влияют внутрицеховые или тусовочные политические решения.

В шорт-лист же произведение может угодить «невзирая на лица»: попросту потому, что доселе неизвестный игрок неплохо работает головой. Не стал исключением и короткий список литературной премии «Большая книга», объявленный в Москве в ходе традиционного литературного обеда.

«Большая книга» - одна из трех крупнейших отечественных литературных премий (другие две – Русский Букер и «Национальный бестселлер», розыгрыш которого, кстати, состоится на этой неделе в «Астории»), а если учитывать размер призового фонда, шик-блеск-размах и уровень медиавнимания, то, пожалуй, что и первая из этой тройки. При этом самая молодая – этот сезон восьмой по счету. Книги и рукописи на первых двух этапах (формирование длинного списка и шорт-листа) отбираются советом экспертов, составленным из редакторов и критиков профессиональных литературных ресурсов – таких как журналы «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и других. Лауреаты определяются голосованием Литературной академии http://www.bigbook.ru/jury/, в которую входит уже целая толпа народу. За время своего существования премия получила репутацию несколько консервативной – поощряются авторы, придерживающиеся традиционного стиля и не допускающие резких экспериментов с языком или чересчур острых, пограничных тем. И одновременно - демократичной, следующей за вкусами среднего интеллигентного читателя, а не профессионала от литературы. Впрочем, оба эти качества взаимосвязаны. Условно говоря, книгу из списка «БК» вы, как правило, смело можете подарить старшим родственникам, не опасаясь шока или непонимания.

В рамках этой парадигмы премия довольно беспристрастна, по крайней мере на уровне шорт-листа, что не может не радовать на фоне тотальной партийности, переходящей в тусовочность, которая, на мой взгляд, стала настоящим бичом современной российской словесности. Если продолжать аналогию с футбольной тактикой, то в списке этого года тексты от защитников и хранителей родных ворот общекультурного толка – как биографический роман «Гумилев, сын Гумилева» Сергея Белякова, «Возвращение в Панджруд» Андрея Волоса (о персидском поэте IX-X века Рудаки) или «Лавр» Евгения Водолазкина соседствуют с книгами, чередующими защиту и нападение - трагической современной сатирой Александра Терехова «Немцы» или яростной историко-публицистической эпопеей Максима Кантора «Красный свет». Опусы «тяжеловесов» вроде Терехова и Кантора, в свою очередь, перемежаются работами громко заявивших о себе нападающих-дебютантов большого футбола – полудокументальной книгой «Обращение в слух» журналиста Антона Понизовского и историей вымышленной девушки-киногения в романе «Маша Регина» моего доброго приятеля Вадима Левенталя, которого я поздравляю с блистательной трансформацией из критика и редактора в прозаики. Камерная психологическая проза маститых авторов представлена в диапазоне от изысканного «Вора, шпиона и убийцы» Юрия Буйды до жанровой по сути книжки Майи Кучерской «Тетя Мотя» - о своем, о девичьем. Умеренный литературный эксперимент поощрен в лице москвича Дмитрия Данилова («Описание города») и писательницы из Екатеринбурга Анны Матвеевой («Подожди, я умру – и приду»). Таким образом, шорт-лист – 2013 вышел сильным и достаточно разнообразным, с некоторым упором на игру в обороне, характерным для «Большой книги». Единственное, что может огорчить – его географическая ограниченность: за «сборную России по литературе» играют представители всего трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Наталия Курчатова, «Фонтанка.ру»

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>