Литературный футбол: «Большая книга» огласила шорт-лист
Национальная премия «Большая книга» огласила шорт-лист из 11 книг и авторов – своего рода список сборной России по литературе на 2013 год. Не думаю, что открою кому-нибудь Америку, если скажу, что шорт-листы творческих премий, как правило, интереснее и показательнее с точки зрения отражения уровня и тенденций, чем итоговые списки лауреатов, на которые уже в полную силу влияют внутрицеховые или тусовочные политические решения.
В шорт-лист же произведение может угодить «невзирая на лица»: попросту потому, что доселе неизвестный игрок неплохо работает головой. Не стал исключением и короткий список литературной премии «Большая книга», объявленный в Москве в ходе традиционного литературного обеда.
«Большая книга» - одна из трех крупнейших отечественных литературных премий (другие две – Русский Букер и «Национальный бестселлер», розыгрыш которого, кстати, состоится на этой неделе в «Астории»), а если учитывать размер призового фонда, шик-блеск-размах и уровень медиавнимания, то, пожалуй, что и первая из этой тройки. При этом самая молодая – этот сезон восьмой по счету. Книги и рукописи на первых двух этапах (формирование длинного списка и шорт-листа) отбираются советом экспертов, составленным из редакторов и критиков профессиональных литературных ресурсов – таких как журналы «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и других. Лауреаты определяются голосованием Литературной академии http://www.bigbook.ru/jury/, в которую входит уже целая толпа народу. За время своего существования премия получила репутацию несколько консервативной – поощряются авторы, придерживающиеся традиционного стиля и не допускающие резких экспериментов с языком или чересчур острых, пограничных тем. И одновременно - демократичной, следующей за вкусами среднего интеллигентного читателя, а не профессионала от литературы. Впрочем, оба эти качества взаимосвязаны. Условно говоря, книгу из списка «БК» вы, как правило, смело можете подарить старшим родственникам, не опасаясь шока или непонимания.
В рамках этой парадигмы премия довольно беспристрастна, по крайней мере на уровне шорт-листа, что не может не радовать на фоне тотальной партийности, переходящей в тусовочность, которая, на мой взгляд, стала настоящим бичом современной российской словесности. Если продолжать аналогию с футбольной тактикой, то в списке этого года тексты от защитников и хранителей родных ворот общекультурного толка – как биографический роман «Гумилев, сын Гумилева» Сергея Белякова, «Возвращение в Панджруд» Андрея Волоса (о персидском поэте IX-X века Рудаки) или «Лавр» Евгения Водолазкина соседствуют с книгами, чередующими защиту и нападение - трагической современной сатирой Александра Терехова «Немцы» или яростной историко-публицистической эпопеей Максима Кантора «Красный свет». Опусы «тяжеловесов» вроде Терехова и Кантора, в свою очередь, перемежаются работами громко заявивших о себе нападающих-дебютантов большого футбола – полудокументальной книгой «Обращение в слух» журналиста Антона Понизовского и историей вымышленной девушки-киногения в романе «Маша Регина» моего доброго приятеля Вадима Левенталя, которого я поздравляю с блистательной трансформацией из критика и редактора в прозаики. Камерная психологическая проза маститых авторов представлена в диапазоне от изысканного «Вора, шпиона и убийцы» Юрия Буйды до жанровой по сути книжки Майи Кучерской «Тетя Мотя» - о своем, о девичьем. Умеренный литературный эксперимент поощрен в лице москвича Дмитрия Данилова («Описание города») и писательницы из Екатеринбурга Анны Матвеевой («Подожди, я умру – и приду»). Таким образом, шорт-лист – 2013 вышел сильным и достаточно разнообразным, с некоторым упором на игру в обороне, характерным для «Большой книги». Единственное, что может огорчить – его географическая ограниченность: за «сборную России по литературе» играют представители всего трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Наталия Курчатова, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.