
Трогать подано: «Эрарта» открыла выставку-аттракцион

Безумная и неуемная выставка с непроизносимым названием «Взбучка. Тренажерный залп «Варенъйе организма» предлагает запустить в небо радугу, потеряться в трех соломинках и узнать будущее.
Новая выставка в «Эрарте» — как большая игровая комната для мальчиков и девочек «со стажем». Ностальгирующих по временам, когда компьютеры только становились массовым явлением, и помнящих свои детские мечты встать за ди-джейский пульт (на экспозиции будет такая возможность). Именно эту публику группа художников «Варенъйе организм» вытаскивает из взрослого офисного мира в детский, наполненный фантазиями вокруг реальных предметов. При этом гостей не травмируют полной разлукой с уютным цифровым мирком: компьютеры, экраны и мигающие лампочки здесь тоже есть, и даже смартфон понадобится.
«Взбучка» для петербургской культурной жизни неформатна, она не про высокое искусство, а про развлечение — вроде «Музея советских игровых автоматов» или «Дома великана», но глубокомысленнее. Аттракционы здесь «прописаны» как лекарства: встряхнуть от скуки, разбудить, расшевелить, заставить проживать момент.
К каждому экспонату-тренажеру прилагается инструкция по применению. За пультом с сотней кнопок можно и нужно создавать музыку из сэмплов, в комнате с расписными стенками и мерцающими лампочками — сидеть на подушках и смотреть, как в синем и красном свете меняют свои очертания разноцветные рисунки. А еще здесь можно самому запустить в небо радугу — нагнав в нее воздух с помощью вентилятора.
Помните, в детстве у всех были калейдоскопы? Их социализирующий аналог взяли на вооружение и создатели выставки: только у них эту функцию выполняют «Психоочки». Сценарий таков: в углу зала стоит лабиринт из блоков прессованного сена, на первый взгляд — маленький и бессмысленный. Но, стоит надеть «Психоочки», реальность искривляется, преломляется, словно вы смотрите через прозрачную граненую бусинку из маминой шкатулки или хрустальный бокал из бабушкиного серванта. Расстояния меняются, одни попутчики в лабиринте на самом деле оказываются ближе, другие — дальше. Вы натыкаетесь друг на друга, смеетесь и по-настоящему теряетесь в этих поворотах и тупиках. А выбравшись, еще какое-то время снимаете с одежды солому — будто только что прыгали на сеновале, пока взрослые не видят.
На выставке есть развлечения и для тех, кто хочет потанцевать, побить боксерскую грушу, а может быть, и получить предсказание: на экране быстро-быстро меняются надписи, и, только сделав фото на телефон, вы увидите какое-то одно слово — это и будет напутствием. Причем пророчества — в духе футуристов-словотворцев начала прошлого века: чудотворь, любвиобиль, лезьввысь, лучезарь, глупотребление, большинствонь, создавольствие. Смысловую нагрузку задает сам читающий. С посетителями «разговаривают» даже стены: в орнаментах на панно можно найти содержательные фразы — словно подсказки в игре-бродилке. «Можно — это закон», — напутствует одна из них.
Гостям стоит учесть только одно «но»: экспозиция сработает, если вы пришли с компанией, или в зале просто много посетителей. Проблему одиночества «Взбучка» не решит и вылечит от скуки только тех, чьи шансы на «выздоровление» и так неплохи.
Выставка будет открыта до 20 мая.
Справка:
«Варенъе организм» — московская арт-группа, образованная в 2008 году. Ее основу составляют трое участников в возрасте до 40 лет, без художественного образования. Дмитрий Соколов — программист-кибернетик, Константин Антонов — работает в книжной мастерской и коллекционирует старые компьютеры Макинтош, Антон Радаев получил образование маркетолога, но сейчас полностью сконцентрировался на «Варенъе». В расширенном составе арт-группа может вырасти до 20 человек. Объединение занимается паблик-артом и арт-фэшном. В их «послужном списке» — участие в фестивале современного искусства для всей семьи «Архстояние» (2014), уличный проект в Лос-Анджелесе (2015) и проведение детских занятий в московском музее современного искусства.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.