Трогать подано: «Эрарта» открыла выставку-аттракцион

24 февраля 2018, 14:05
Версия для печати Версия для печати

Безумная и неуемная выставка с непроизносимым названием «Взбучка. Тренажерный залп «Варенъйе организма» предлагает запустить в небо радугу, потеряться в трех соломинках и узнать будущее.

Новая выставка в «Эрарте» — как большая игровая комната для мальчиков и девочек «со стажем». Ностальгирующих по временам, когда компьютеры только становились массовым явлением, и помнящих свои детские мечты встать за ди-джейский пульт (на экспозиции будет такая возможность). Именно эту публику группа художников «Варенъйе организм» вытаскивает из взрослого офисного мира в детский, наполненный фантазиями вокруг реальных предметов. При этом гостей не травмируют полной разлукой с уютным цифровым мирком: компьютеры, экраны и мигающие лампочки здесь тоже есть, и даже смартфон понадобится.

«Взбучка» для петербургской культурной жизни неформатна, она не про высокое искусство, а про развлечение — вроде «Музея советских игровых автоматов» или «Дома великана», но глубокомысленнее. Аттракционы здесь «прописаны» как лекарства: встряхнуть от скуки, разбудить, расшевелить, заставить проживать момент.

К каждому экспонату-тренажеру прилагается инструкция по применению. За пультом с сотней кнопок можно и нужно создавать музыку из сэмплов, в комнате с расписными стенками и мерцающими лампочками — сидеть на подушках и смотреть, как в синем и красном свете меняют свои очертания разноцветные рисунки. А еще здесь можно самому запустить в небо радугу — нагнав в нее воздух с помощью вентилятора.

Помните, в детстве у всех были калейдоскопы? Их социализирующий аналог взяли на вооружение и создатели выставки: только у них эту функцию выполняют «Психоочки». Сценарий таков: в углу зала стоит лабиринт из блоков прессованного сена, на первый взгляд — маленький и бессмысленный. Но, стоит надеть «Психоочки», реальность искривляется, преломляется, словно вы смотрите через прозрачную граненую бусинку из маминой шкатулки или хрустальный бокал из бабушкиного серванта. Расстояния меняются, одни попутчики в лабиринте на самом деле оказываются ближе, другие — дальше. Вы натыкаетесь друг на друга, смеетесь и по-настоящему теряетесь в этих поворотах и тупиках. А выбравшись, еще какое-то время снимаете с одежды солому — будто только что прыгали на сеновале, пока взрослые не видят.

На выставке есть развлечения и для тех, кто хочет потанцевать, побить боксерскую грушу, а может быть, и получить предсказание: на экране быстро-быстро меняются надписи, и, только сделав фото на телефон, вы увидите какое-то одно слово — это и будет напутствием. Причем пророчества — в духе футуристов-словотворцев начала прошлого века: чудотворь, любвиобиль, лезьввысь, лучезарь, глупотребление, большинствонь, создавольствие. Смысловую нагрузку задает сам читающий. С посетителями «разговаривают» даже стены: в орнаментах на панно можно найти содержательные фразы — словно подсказки в игре-бродилке. «Можно — это закон», — напутствует одна из них.

Гостям стоит учесть только одно «но»: экспозиция сработает, если вы пришли с компанией, или в зале просто много посетителей. Проблему одиночества «Взбучка» не решит и вылечит от скуки только тех, чьи шансы на «выздоровление» и так неплохи.

Выставка будет открыта до 20 мая.

Справка:

«Варенъе организм» — московская арт-группа, образованная в 2008 году. Ее основу составляют трое участников в возрасте до 40 лет, без художественного образования. Дмитрий Соколов — программист-кибернетик, Константин Антонов — работает в книжной мастерской и коллекционирует старые компьютеры Макинтош, Антон Радаев получил образование маркетолога, но сейчас полностью сконцентрировался на «Варенъе». В расширенном составе арт-группа может вырасти до 20 человек. Объединение занимается паблик-артом и арт-фэшном. В их «послужном списке» — участие в фестивале современного искусства для всей семьи «Архстояние» (2014), уличный проект в Лос-Анджелесе (2015) и проведение детских занятий в московском музее современного искусства.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>