«На пределе»: Месть по-европейски

24 февраля 2018, 18:22
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «На пределе» Фатиха Акина. Крупнейший режиссер современной Германии получил «Золотой глобус» и рассказал о ненависти, терроризме и других болевых точках Европы.

Если бы Фатиха Акина не было, его бы стоило придумать. Родившийся в Германии сын мигрантов из Турции дебютировал в большом кино в конце девяностых. Он до сих пор остается единственным турком, снимающим фильмы про жизнь своих соотечественников в Германии. Никого подобного в кинематографе так и не появилось: Абделлатиф Кешиш осторожен, слишком эстет; Аббас Киаростами рано умер и не смог соединить восточный колорит с западной фактурой.

От кого еще, как ни от Акина ждать связного, яркого, прямого разговора про самое больное. Про мигрантов и терроризм. Главная героиня «На пределе» теряет в результате теракта мужа-турка и сына. Полиция выясняет, что это было преступление на почве расовой ненависти и сажает на скамью подсудимых неонацистов. Но для героини самое трудное с этого процесса только начинается.

Диана Крюгер получила в Каннах на приз за лучшую актерскую работу заслуженно: это правда сильнейшая роль в её внушительной фильмографии (до этого самой заметной была фон Хаммерсмарк в «Бесславных ублюдках» Тарантино). Крюгер действительно играет на пределе — нервов, выразительности, балансируя на грани истерики. При этом создаёт ясный, отчетливый, знакомый образ современной и свободной женщины. Которая смело выскакивает замуж за юношу, сидящего в тюрьме. Не боится косых взглядов. Будучи счастливой матерью, набивает себе татуировки, покуривает травку. Образ Кати сочетает несочетаемое: трагизм и абсолютную достоверность, понятность, знакомость. 

В чем-то «На пределе» сделан грубо, наивно, примитивно. Акин вставляет внутрь повествования семейную хронику, запараллеленную с основным сюжетом. Погибшие муж и сын веселятся на пляже — и тут же на морском берегу возятся неонацисты. Некоторые склейки — серпом по глазам, словно кто-то сменил техничного режиссера за монтажным столом на минуту. Есть, например, диалог, в котором собеседники монтируются через двойную экспозицию, «с наплывом». Дикий эффект, так обычно свадебные операторы делают, чтобы было красиво. Зато сцены, в которых ставка делается на драматизм — снятые одним планом, статичные, напряженные — с лихвой эти странности искупают.

«На пределе» странно вообще в чем-то винить. Этот фильм — слишком значительное событие, чтобы придираться к мелочам. О сегодняшней Европе пытались снимать многие режиссёры. Но далеко не ушли: живописали тяготы жизни мигрантов, в лучшем случае — как Аки Каурисмяки — демонстрировали примирение и согласие в большой европейской семье.



Фото: официальная страница в Facebook

Акин смог снять самое честное и прямое высказывание. О ненависти, подозрительности, нетерпимости, мести. Возможно, потому что он сам — лицо Европы двадцать первого века. Не забывший корней, но принесший своей стране и культуре Старого Света славу. Хотя бы в виде американского «Золотого глобуса» за лучший фильм на иностранном языке.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

«Здесь есть лючок...» Эрмитаж открыл для публики церковь, где реставрировали «Данаю»

Посетители Эрмитажа, покупающие билет на второй маршрут, с 5 мая могут увидеть еще один роскошный зал, доселе недоступный: после реставрации открылась Малая церковь Зимнего дворца. «Фонтанка» заглянула туда среди первых и узнала ее секреты.

Статьи

>