Найди художника: китаец-невидимка спрятался в «Эрарте»
В «Эрарте» 17 февраля откроется выставка Лю Болина — китайского художника, который устраивает акции протеста, меняя окрас и «сливаясь» с городом. Перед вернисажем в Петербурге он спрятался сам и замаскировал известного блогера.
Лю Болин говорит, что в детстве у него было две мечты: стать художником и военным. Сейчас он их совмещает, фотографируясь на фоне зданий, улиц, деревьев, прилавков в военной форме. Но не в обычной, а в «замаскированной» под окружающий фон. Процесс раскрашивания долгий (в зависимости от фона занимает от трех часов до нескольких дней) и требует помощи ассистентов. Сейчас с художником работает несколько команд из 5-6 человек в разных странах, включая Францию и Италию. Это профессиональные видеооператоры, фотографы, режиссеры и гримеры (лицо и волосы Болина тоже красят). Действуют они насколько умело, что пост-обработки компьютерными программами не требуется. Костюмы, использованные при съемке, художник сохраняет на память.
Работы человека-невидимки можно понимать на двух уровнях. Первый — игровой: зрителю предлагается отыскать художника на снимке, что зачастую непросто. Когда смотришь, как он замаскировался на фоне двери сейфа или банок с лапшой в продуктовом магазине, на ум приходит, что грабители из «Одиннадцати друзей Оушена» могли бы многому научиться. Второй уровень — глубинный: прочитать смысл художественного высказывания, обозначенную проблему помогают названия работ: «Уволенные рабочие», «Нелегальный таксист».
Лю Болин прячется в самых разных интерьерах и экстерьерах — чтобы передать их многообразие, выставочного зала на одном этаже «Эрарты» не хватило, пришлось продолжать на другом.
Стать невидимкой Болина вынудили действия китайских властей. В 2005 году при подготовке к Олимпийским играм его мастерскую снесли вместе с другими, располагавшимися в художественном лагере Суо Джия Кан в Пекине. Зрители, приехавшие со всего мира следить за успехами спортсменов, так и не узнали, что праздник был создан на обломках чужих надежд: многие формы протеста в Китае запрещены.
45-летний Лю Болин — высокий, стройный, рассудительный. В ходе продолжительной беседы о своем творчестве и о Китае проявляет себя философом. Говорит, что самая большая проблема современного общества — засилье смартфонов. Что история искусства — это изменение запросов общества и реакция на новые вызовы. И что успешный человек — это тот, кто может реализовать свои мечты.
Трактовать работы художника на выставке в «Эрарте» помогает текстовое сопровождение, созданное на основе интервью с Болином. По китайским меркам его высказывания весьма смелы — «невидимка» комментирует проблемы экологии, здравоохранения и социальной защиты в Поднебесной. Говорит о них прямым текстом, приводит конкретные цифры. Еще одна важная для Болина тема — политика общества потребления, из-за которой человек растворяется в обилии тщетного вокруг себя.
«Прячась» на фоне аптечных полок, художник говорит о высоком проценте контрафакта среди лекарств и о том, что свыше 80% клинических испытаний — попросту сфабрикованы. Снимок «Раковая деревня» — о том, что экономический успех Китая привел к загрязнению воздуха, из-за этого растёт распространённость онкологических заболеваний в селениях, расположенных рядом с заводами, — сейчас таких в стране 459. Говорящий снимок — «Права человека»: фоном выступила Статья 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"
Лю Болин прячется, при этом становится все более известным: его уже приглашали сделать работу для ООН (ее можно увидеть в «Эрарте»), а недавно выставку организовали в парижском Центре Помпиду, и одно из произведений художника вошла в коллекцию знаменитого музея. В Китае персональные выставки проходят примерно раз в год, однако известным на родине художник, по его словам, так и не стал, хотя журналисты регулярно сбегаются к нему, узнав о новых произведениях.
Фото: предоставлено музеем "Эрарта"
Вот и в этот раз: специально для прессы Болин замаскировал на фоне картины Петра Горбаня «Сады Эдема» двух девушек — журналистку Марию Сапожникову и блогера и модель Елену Шейдлину. Тема рая позволила высказаться об устремлениях человека и о том, как они изменились с первоначальных времен, говорит Болин. Сам он маскировался днём раньше на фоне другой работы «Эрарты» — инсталляции Сергея Карева «След червя». Теперь обе фотографии войдут в коллекцию музея.
Выставка пробудет в Петербурге до 20 мая.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м
Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?
Новости
- 17 сентября 2024 - В Минкульте создали новый департамент, он займется укреплением традиционных ценностей в воспитании
- 17 сентября 2024 - На исторической территории «Степана Разина» откроют мультимедийную «Цистерну»
- 17 сентября 2024 - Стало известно название новой книги Виктора Пелевина. «Круть» расскажет о «фем-блатняке» и «курах-заточницах»
- 16 сентября 2024 - «Эмми» назвала лучшие сериалы: самураи поставили рекорд, за ними — кулинар и преследовательница
- 15 сентября 2024 - «Завирухи Шишова переулка», «ФМ Игры» и юбилеи — БДТ объявил планы на сезон
Статьи
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
09 сентября 2024, 19:05