Найди художника: китаец-невидимка спрятался в «Эрарте»

16 февраля 2018, 19:42
Версия для печати Версия для печати

В «Эрарте» 17 февраля откроется выставка Лю Болина — китайского художника, который устраивает акции протеста, меняя окрас и «сливаясь» с городом. Перед вернисажем в Петербурге он спрятался сам и замаскировал известного блогера.

Лю Болин говорит, что в детстве у него было две мечты: стать художником и военным. Сейчас он их совмещает, фотографируясь на фоне зданий, улиц, деревьев, прилавков в военной форме. Но не в обычной, а в «замаскированной» под окружающий фон. Процесс раскрашивания долгий (в зависимости от фона занимает от трех часов до нескольких дней) и требует помощи ассистентов. Сейчас с художником работает несколько команд из 5-6 человек в разных странах, включая Францию и Италию. Это профессиональные видеооператоры, фотографы, режиссеры и гримеры (лицо и волосы Болина тоже красят). Действуют они насколько умело, что пост-обработки компьютерными программами не требуется. Костюмы, использованные при съемке, художник сохраняет на память.

Работы человека-невидимки можно понимать на двух уровнях. Первый — игровой: зрителю предлагается отыскать художника на снимке, что зачастую непросто. Когда смотришь, как он замаскировался на фоне двери сейфа или банок с лапшой в продуктовом магазине, на ум приходит, что грабители из «Одиннадцати друзей Оушена» могли бы многому научиться. Второй уровень — глубинный: прочитать смысл художественного высказывания, обозначенную проблему помогают названия работ: «Уволенные рабочие», «Нелегальный таксист».

Лю Болин прячется в самых разных интерьерах и экстерьерах — чтобы передать их многообразие, выставочного зала на одном этаже «Эрарты» не хватило, пришлось продолжать на другом.

Стать невидимкой Болина вынудили действия китайских властей. В 2005 году при подготовке к Олимпийским играм его мастерскую снесли вместе с другими, располагавшимися в художественном лагере Суо Джия Кан в Пекине. Зрители, приехавшие со всего мира следить за успехами спортсменов, так и не узнали, что праздник был создан на обломках чужих надежд: многие формы протеста в Китае запрещены.

45-летний Лю Болин — высокий, стройный, рассудительный. В ходе продолжительной беседы о своем творчестве и о Китае проявляет себя философом. Говорит, что самая большая проблема современного общества — засилье смартфонов. Что история искусства — это изменение запросов общества и реакция на новые вызовы. И что успешный человек — это тот, кто может реализовать свои мечты.

Трактовать работы художника на выставке в «Эрарте» помогает текстовое сопровождение, созданное на основе интервью с Болином. По китайским меркам его высказывания весьма смелы — «невидимка» комментирует проблемы экологии, здравоохранения и социальной защиты в Поднебесной. Говорит о них прямым текстом, приводит конкретные цифры. Еще одна важная для Болина тема — политика общества потребления, из-за которой человек растворяется в обилии тщетного вокруг себя.

«Прячась» на фоне аптечных полок, художник говорит о высоком проценте контрафакта среди лекарств и о том, что свыше 80% клинических испытаний — попросту сфабрикованы. Снимок «Раковая деревня» — о том, что экономический успех Китая привел к загрязнению воздуха, из-за этого растёт распространённость онкологических заболеваний в селениях, расположенных рядом с заводами, — сейчас таких в стране 459. Говорящий снимок — «Права человека»: фоном выступила Статья 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Лю Болин прячется, при этом становится все более известным: его уже приглашали сделать работу для ООН (ее можно увидеть в «Эрарте»), а недавно выставку организовали в парижском Центре Помпиду, и одно из произведений художника вошла в коллекцию знаменитого музея. В Китае персональные выставки проходят примерно раз в год, однако известным на родине художник, по его словам, так и не стал, хотя журналисты регулярно сбегаются к нему, узнав о новых произведениях.



Фото: предоставлено музеем "Эрарта"

Вот и в этот раз: специально для прессы Болин замаскировал на фоне картины Петра Горбаня «Сады Эдема» двух девушек — журналистку Марию Сапожникову и блогера и модель Елену Шейдлину. Тема рая позволила высказаться об устремлениях человека и о том, как они изменились с первоначальных времен, говорит Болин. Сам он маскировался днём раньше на фоне другой работы «Эрарты» — инсталляции Сергея Карева «След червя». Теперь обе фотографии войдут в коллекцию музея.

Выставка пробудет в Петербурге до 20 мая.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>