Опубликован последний сценарий Алексея Балабанова «Мой брат умер», который экранизирует его сын

Балабанов на успел завершить работу над сценарием. Кинематографист умер на 55-ом году жизни 18 мая в санатории в поселке Солнечное в Ленинградской области. 21 мая Балабанова похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Сразу же после смерти режиссера Федор Балабанов, один из его сыновей, заявил, что намеревается экранизировать незавершенный сценарий отца. Речь шла именно о проекте под названием «Мой брат умер». Продюсер Сергей Сельянов тогда же уточнил, что сценарий не имеет отношения к фильму Балабанова «Брат». В качестве кандидатов на роли в ленте «Мой брат умер» упоминались Олег Гаркуша и Рената Литвинова.

Последней завершенной работой Алексея Балабанова стала лента «Я тоже хочу». Премьера картины состоялась на 69-ом Венецианском кинофестивале в сентябре 2012 года. В российский прокат фильм вышел в декабре того же года.

Досье Фонтанки

Алексей Октябринович Балабанов (25 февраля 1959, Свердловск — 18 мая 2013, Сестрорецк, Санкт-Петербург) — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Обладатель премии «Ника» за лучшую режиссёрскую работу — картину «Про уродов и людей».

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981—1983 проходил службу офицером-двухгодичником в Советской армии (в военно-транспортной авиации)[1], летал в страны Африки и Азии. Этот опыт потом нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания срока службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).

Первый игровой фильм 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году, за одну ночь написав сценарий. Малобюджетная картина была снята в ресторане, в качестве камео играла группа «Наутилус Помпилиус», с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком, в массовке были заняты посетители заведения. После дебюта Балабанов в каждом фильме много и с успехом задействовал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного отражения житейских перипетий своих мрачных персонажей в художественных образах.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство своих фильмов. Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках вдохновения.

Всероссийскую известность принёс Балабанову фильм «Брат» (1997), рассказывающий историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из определяющих российских кинокартин 1990-х, а исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший — героем поколения. Одновременно к Балабанову приклеился ярлык националиста и ксенофоба из-за презрительной неприязни, которую испытывает к иностранцам протагонист «Брата». В следующем году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до того, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. За эту картину, несмотря на спорность её тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи), Балабанов получил премию «Ника» лучшему фильму года.

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в США. Его следующим проектом должен был стать фильм «Река» о колонии прокажённых в Якутии. Однако 24 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не были закончены, в автокатастрофе погибла актриса Туйяра Свинобоева, которой была отведена главная роль. В 2002 году незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала.

Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война», местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. В конце 2003 года Балабанов начал снимать фильм «Американец», но исполнитель главной роли Майкл Бин ушёл в запой, и работа над фильмом прервалась. В середине 2000-х годов Балабанов изменил сложившемуся почерку и снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

Брутальный фильм «Груз 200», где автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине[8], во многих городах России лента была снята с проката.

Последняя картина режиссёра «Я тоже хочу» (2012) осмысливала проблему ухода человека из жизни. В «Я тоже хочу» Балабанов появился в эпизодической роли режиссёра, умирающего в заключительной сцене фильма. В 2012 году у Балабанова было обнаружено онкологическое заболевание, и в интервью он неоднократно намекал на свою скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм.

18 мая 2013 года, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга), Алексей Балабанов скоропостижно скончался на 55-м году жизни[12][13]. Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе. Похоронили Алексея Балабанова в тот же день на Смоленском кладбище.

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных.

 

Фонтанка.ру

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>