Надгробия в Петропавловском соборе взвесили и «разложили по местам»

Оценить уровень популярности монарха по количеству траурных подношений и узнать уточненный вес монолитных царских надгробий можно из новой книги, выпущенной Государственным музеем истории Петербурга. Она называется «Захоронения в Петропавловском соборе», и это «путеводитель» по усыпальнице в Петропавловской крепости.
«Революционной» книгу не назвать, «прогрессивной» — вполне, отмечает автор издания, главный научный сотрудник музея Марина Логунова.
«В "путеводителе" я по полочкам раскладываю всю информацию о захоронениях в Петропавловском соборе. Все это, безусловно, ранее упоминалось в научных справках, но в научно-популярной литературе об этом не говорили. Удалось многое уточнить: назвать точные места захоронения членов императорской семьи, которые часто указываются неправильно. Прояснить, что вес надгробий над могилами Александра II и Марии Александровны "не около 5,5 и 6,5 тонн", а 5,1 и 6,7 тонн. Весь материал разбит на блоки и снабжен правдивыми иллюстрациями: сначала рассказывается о структуре собора, потом, последовательно, о захоронениях», — поделилась с «Фонтанкой» Логунова.

Фото: предоставлено Музеем истории Петербурга
По словам автора, первоначальная задача — «сделать информативное издание» — привела к тому, что в небольшую по объему книгу вместились факты с 1708 года, «когда в усыпальницу в город, тогда не считавшиеся столицей, по неизвестным причинам перевезли дочь Петра I». Логунова включила в «Захоронения» детальный разбор «семейных блоков» в усыпальнице (императоры хотели лежать «не рядом с противным или случайными людьми», а с теми, кого любили. — Прим. Ред.) и подняла вопрос о «комплексе подношений на царские могилы».
«Я пишу о том чему уделяли особое внимание священники Петропавловского собора до революции: комплекс подношений начал формироваться после захоронения Александра II. У него было 165 подношений, а у Александра III — 760. Люди приносили иконы, венки, кольца, лампады. Это могли быть даже ковры и яйца», — отмечает исследователь.
Путеводитель презентуют публике 13 февраля, приобрести книгу можно будет «в ближайшее время», уточняют в музее.
Наибольшее количество «исторических» дискуссий об усыпальнице на территории Петропавловской крепости, напомним, связано с захоронением в ней останков членов семьи Николая II в 2000 году. Мнения экспертов насчет подлинности останков разнятся.
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
В поисках последнего военного министра Империи
«В случае смерти прошу похоронить в Петропавловском соборе…»

Свою жизнь превратить в цвета. Музей Академии художеств зарифмовал Нико Пиросмани и Зураба Церетели
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08