Русалка первой свежести

Первая оперная премьера на Новой сцене Мариинки совпала с открытием XXI фестиваля «Звезды белых ночей». После десятилетий забвения представляли «Русалку» Даргомыжского, поставленную модным постановщиком Василием Бархатовым. Широта постановки впечатляет и даже обескураживает. Благодарные посетители Новой сцены получили зрелище, вызывающее огромный интерес, но вряд ли имеющее прямое отношение к оперной режиссуре.
Сразу стоит предупредить зрителей про особенности сценографии «Русалки»: массивные планшеты, бесшумно и плавно перемещаясь по сценическому пространству, расчленяют его на два, а то и три куска. В итоге получается некий постановочный астигматизм - на половине сцены неспешно расставляют стулья для свадебной церемонии Князя и Княгини, далее за перегородкой пьют и закусывают поселяне с поселянками, а главная героиня - несчастная оставленная Наташа - безумствует в отведенном ей крайнем правом закутке, где и происходит основное действие.
Фетиш постановки (декорации создал бессменный соавтор Барахатова Зиновий Марголин) - дырявая плоскодонка. На ней возлежит Наташа, вокруг нее собираются для выпивки крестьяне, ее же в великолепной сцене безумия Наташа рубит топором, в таких же плоскодонках в количестве трех штук парят над сценой русалки во главе с Наташей-Владычицею речною. На последнем остановимся подробней: если все предыдущее действие выстроено Василием Бархатовым линейно - хижина у мельницы, свадебное торжество, покои Князя и Княгини, то последний акт демонстрирует расщепление сознания Князя. Сцена привычно разделена на две части. Слева нам представлен «театр в театре»: Князь с Княгиней посещают некую постановку, в которой и присутствуют русалки в плоскодонках. В ходе этого представления Князь испытывает избыток эмоций от грустных воспоминаний и умирает от сердечного приступа на руках у Княгини. Это действие «фактическое». В правой части сцены в это же время основные персонажи усаживаются рядком и пропевают свой текст в манере концертного исполнения. Прием двойников срабатывает эффектно: пока слева происходит сцена реанимации Князя, справа он же внимает увещеваниям Княгини и ее воспитанницы Ольги не губить себя. Как и предусмотрено сюжетом, Князь им не внемлет и, взявшись за руки с Наташей-Русалкой и дочерью-Русалочкой, бежит во всю восьмидесятиметровую черную глубь новой сцены, которая действительно вызывает ассоциации с бездонным омутом. А в импровизированном театре на сцене в это время лицо Князя-двойника символично закрывают пиджаком: пучина, мол, поглотила.
Очевидно, что постановщики делали акцент не на сюжете, как таковом, а на внутренних переживаниях героев - в первую очередь, Князя. Использована в этих целях даже увертюра, во время которой на занавесе демонстрируются стилизованные под конец девятнадцатого века фотографии, на которых запечатлена двойная жизнь главного героя. В результате зритель оказывается подготовлен к тому, что действие представления тоже раздвоится. Жаль, что сценическое воплощение такой двойственности не всегда удачно. По крайней мере, думалось, что времена, когда внутренние терзания персонажей выражались в пении с наволочкой на голове, все же остались в прошлом. А уж сцена, где Князь пытается повеситься на брючном ремне, привязав другой его конец к спинке кровати и стоя на коленях около нее, вообще выходит из всех границ. Тем более когда речь идет о постановщике с опытом, коим является Василий Бархатов. Добавим, что образ Мельника и вообще линия отцовских страданий на этом фоне совершенно потерялся, а ведь у Даргомыжского он – один из ключевых.
И все это сочетается с высоким качеством музыкальной составляющей: оркестра Мариинки и ее солистов. Еще раз произнесем осанну маэстро Гергиеву. Петербургский зритель получил редчайшую возможность насладиться полной версией оперы Даргомыжского. О значимости этого события говорит тот факт, что последняя по времени постановка этой «Русалки» в нашем городе датируется 1951 годом (МАЛЕГОТ), да и в Москве она на памяти современного зрителя шла пару раз в 2000 году. Перед нынешней премьерой звучали нелестные оценки такого репертуарного выбора - мелковато, мол. С этим нельзя согласиться: чудесная музыка Александра Даргомыжского в исполнении Гергиева и его оркестра ввела меломанов в полный восторг. Да, некоторая тяжеловесность партитуры и обилие танцев (которые еще и поставлены, мягко говоря, без блеска) могли вызвать раздражение у части публики. Это объясняется тем, что во все ускоряющемся жизненном темпе мы привыкли к купированным операм и часто питаемся музыкальным фаст-фудом.
Как всегда роскошны массовые сцены и хор Мариинского театра. Блистали Сергей Семишкур (Князь) и Сергей Алексашкин (Мельник) - их дуэт в третьем действии пробирал до дрожи. Великолепно проведя уже упомянутую сцену безумия, Ирина Матаева (Наташа-Русалка) убедительно завершила образ своего персонажа арией мщения “Давно желанный час настал”. Анна Кикнадзе (Княгиня) поначалу несколько потерялась на фоне остальных персонажей, но к финалу нужные краски были счастливо обретены и в арии “Много лет уже в страданиях тяжких” по-настоящему раскрылось красивое меццо исполнительницы, ярко передавшее трагедию еще одной несчастной женщины-жертвы Князя.
Итак, всех нас можно поздравить с первой оперной премьерой в Мариинском-2, в полной мере продемонстрировавшей исключительные технические возможности новой сцены и в очередной раз обозначившей хроническую проблему музыкальной современности: зритель приучается потреблять зрелищный оперный продукт, который, к сожалению, является не более чем симулякром, подобием оперной постановки как таковой, когда в декорационных эффектах и постановочных новшествах теряется суть действия и связь с либретто и партитурой. Что уж говорить о незначительных, но портящих впечатление технических накладках: о занавесе, цеплявшемся за детали декораций, несколько раз гаснущем и вспыхивающем свете в зале перед вторым антрактом. Стоит сказать, что публика выражала откровенное недовольство длинными (более получаса) антрактами: притом, что скоростная смена декораций – одна из хваленых особенностей Новой сцены, наглядно продемонстрированная на открытии в присутствии главных лиц страны.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.